УДК 1

КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

№37,

Психологические науки

Никитенко Елена Викторовна


Ключевые слова: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ; ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ; ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА; РАЗВИТИЕ; КАРЬЕРА; СТУДЕНТЫ; ПОТРЕБНОСТИ; СТАБИЛЬНОСТЬ; PROFESSIONAL COMPETENCE; PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION; PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF A SPECIALIST; DEVELOPMENT; CAREER; STUDENTS; NEEDS; STABILITY.


Аннотация: В статье раскрываются карьерные ориентации в структуре профессиональной подготовки студентов. Разработана теоретическая модель исследования, представлены типы карьерных ориентаций и особенности становление профессиональной конкурентоспособности.

Карьера – это «движение и положение (статус) человека как субъекта трудовой деятельности в системе социальных, экономических, деловых, имущественных и других отношений, которые предопределены соотношением между ее личностными позициями, ресурсами и социально-экономической ситуацией [4].

Карьерные ориентации определяются исследователями как элемент Я-концепции личности, который включает представление о собственных способностях, ценностных ориентациях, мотивах, смыслах, потребностях, которые касаются продвижения в профессиональной деятельности.

Основополагающие исследования в этой отрасли могут способствовать созданию необходимой методической базы для изучения критериев карьеры, креативной самоактуализации, личностнотворческой зрелости студента, на основе развитой теории профессиональной деятельности [6].

На рис.1 представлена теоретическая модель исследования.


Рис. 1.Теоретическая модель исследования

В научной литературе выделено несколько типов карьерных ориентаций.

  1. Профессиональная компетентность – ориентация, связанная с наличием талантов и способностей в определенной сфере деятельности. Она определяет стремление человека стать мастером своего дела, добиться успехов в профессиональной сфере, добиться признание своих талантов.
  2. Менеджмент – ориентация личности на интеграцию усилий других людей, на управление разными сторонами деятельности производства.
  3. Автономия (независимость) – ориентация с ярко выраженной потребностью все делать по-своему, освободиться от организационных правил, предписаний ограничений [4].
  4. Стабильность – ориентация, обусловленная потребностью в безопасности, стабильности, предсказуемости будущих событий. Различают два типа стабильности – стабильность места работы (гарантирован срок службы, гарантирована зарплата, большая пенсия), стабильность местожительства (отказ от повышения, связанного с риском и временными неудобствами) [2].
  5. Служение – ориентация, направленная на реализацию главных ценностей жизни, таких, как например, работа с людьми, служение человечеству, помощь людям, желание сделать мир лучше.
  6. Вызов – ориентация, связана с такими ценностями, как конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных заданий.
  7. Интеграция стилей жизни – ориентация на интеграцию разных сторон образа жизни. Стремление к тому, чтобы все было сбалансировано – и семья, и карьера, и саморазвитие.
  8. Предпринимательство – ориентация связана со стремлением человека создавать новое, преодолевать препятствия, с готовностью к риску [6].

Существует ряд факторов, которые влияют на развитие того или иного типа карьерной ориентации. Это психологический тип личности, познавательные интересы, склонности, профессиональная направленность, профессиональная мотивация, уровень достижений, самооценка, ожидания других людей.

Каждый человек имеет набор личностных характеристик, концепцию, мотивы, ценности, которые определяют выбор карьеры. В серии карьерных решений человека воплощается его профессиональная «Я-концепция». Часто происходит неосознанная реализация человеком своих карьерных ориентаций [3].

Карьерная ориентация помогает человеку реализовать себя или самоактуализоваться в профессиональном плане.

Профессиональное самоопределение и профессиональная самоактуализация индивида является длительным процессом развития его отношения к своей будущей профессии и к самому себе как профессионалу. Успех здесь определяется активностью самого субъекта профессиональной деятельности на пути его личностного развития [4]

Он сам выбирает профессию, сам проходит период профессионального обучения, сам активно строит собственную профессиональную карьеру и реализует собственный личностный и интеллектуальный потенциал [5]. Оба плана развития осуществляются на протяжении всего профессионального и жизненного пути человека. Профессиональная самоактуализация является процессом поиска себя в профессии, становления своей профессиональной роли, профессионального образа «Я» личности, куда входят и профессиональный имидж и индивидуальный стиль профессиональной деятельности [7].

Для актуализации в профессиональном плане важное значение имеет определение личностью своих профессиональных перспектив и целей, их достижени , постановка новых целей. Иначе говоря, необходимо постоянное стремление личности к раскрытию и реализации своего естественного творческого потенциала. Такое активное самоопределение содержит процессы личностного развития, которые характеризуются как самопознание, самооценивание и саморазвитие[2].

То есть, для активного профессионального самоопределения необходимо осознавать особенности своей личности, учитывать степень соответствия этих особенностей требованиям избранной профессиональной деятельности и целенаправленно развивать в себе необходимые для профессиональной деятельности качества при наличии соответствующих задатков [3].

Карьерные ориентации возникают в процессе социализации в результате накопления опыта развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными в течение длительного времени.

В период ранней профессиональной зрелости, связанный с периодом личностной зрелости, происходит становление профессиональной конкурентоспособности.

Можно выделить традиционные этапы профессиональной зрелости:

  • ранний – связанный с выбором профессии;
  • средний – связанный с профессиональной карьерой и формированием профессиональной конкурентоспособности;
  • поздний этап характеризуется высшими достижениями, творческой зрелостью.

Этапы развития профессионала после получения профессионального образования:

  1. Профессиональная адаптации (от 19-21 до 24-27 лет).
  2. Развитие профессиональных и личностных качеств специалиста (от 21-27 до 45-50 лет).
  3. Реализация профессионального потенциала (от 45-50 до 60-65 лет).
  4. Спад профессиональной активности (от 61-66 лет и до завершения жизни)

Следовательно, профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности: оно длится на протяжении всей профессиональной жизни и имеет специфику в своей динамике.

Основанием для этой классификации является показатель стабильности карьеры.

  1. Стабильная карьера – характеризуется продвижением, обучением, постоянной профессиональной деятельности.
  2. Обычная карьера – самая распространенная – совпадает с нормативными стадиями жизненного пути человека, включая кризисы.
  3. Нестабильная карьера – характеризуется двумя или несколькими попытками, причем смена профессиональной деятельности происходит после определенного периода стабильной работы в предыдущей профессиональной сфере.
  4. Карьера с множественными пробами – изменение профессиональных ориентаций происходит в течение всей жизни.

Среди тенденций становления личности студента как будущего специалиста, кроме выше перечисленных, выделяют еще такие:

– на протяжении обучения происходят существенные изменения в структуре самосознания студента: завершается процесс профессионального самоопределения, которое отображается в содержании его «образа-Я»;

– социализация личности будущего специалиста является многоаспектным явлением и детерминирована рядом социокультурных факторов: ментально духовная атмосфера семейнородственной среды;

особенности довузовского учебно-воспитательного и профессионального пространства; организация учебного процесса в высшем учебном заведении;

– показателем эффективности учебного процесса в высшем учебном заведении является социальная, духовная и профессиональная зрелость личности студента, целостность и стойкость его, «Я», психологическая готовность выпускника к реализации профессиональных функций [6].

Выводы. Карьерные ориентации студентов являются достаточно абстрактными, противоречивыми, они не выступают стимуляторами действенной активности. На осознанном уровне карьерные ориентации студентов достаточно часто являются аморфными, неупорядоченными, не выступают стимулом работы над собой еще в период в высшем учебном заведении. Студенты не уделяют должного внимания совершенствованию и развитию профессионально важных знаний, умений, навыков и качеств. Отношение к людям, которые стремятся «сделать карьеру», среди молодежи достаточно позитивное, хотя достаточно заметна представленная и противоположная тенденция. На развитие этого феномена влияют мотивы выбора профессии, отношение самих студентов к будущей профессиональной деятельности, их личностные качества, стремление к самосовершенствованию, самореализации, успеху, в будущей профессиональной деятельности.


Список литературы

  1. Герчиков В. И. Типологическая концепция трудовой мотивации // Мотивация и оплата труда /В.И.Герчиков. -2018. — № 2. — С. 53-62.
  2. Герчиков В. И. Трудовая мотивация: понятие, выявление и управление /В.И.Герчиков // Личность. Культура. Общество. — 2016. — Вып. 3. — С. 226.
  3. Герчиков В. И. Трудовая мотивация: содержание, диагностика, управление. Роль оклада в формировании заработка работника /В.И.Герчиков // Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование / под ред. В. В. Щербины. — М. :независимый институт гражданского общества, 2014.-234 с.
  4. Егорова У.Г. Карьерные ориентации в студенческом возрасте // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kariernye-orientatsii-v-studencheskom-vozraste (дата обращения: 18.02.2022).
  5. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования /Л.М.Митина . — М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. — 376 с.
  6. Могилевкин Е.А., Новгородов А.С. Современные технологии достижения карьерного успеха // Управление развитием персонала. – 2009. – No4. – С.312–322. URL: https://grebennikon.ru/article-5b9m.html
  7. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов / С. И. Ожегов ; под ред. Н. Ю. Шведовой. – 23-е изд., испр. – М. : Русский язык, 2020. – 917 с.
  8. Фрэнкин Р. Мотивация поведения / Р. Фрэнкин. — Изд-во «Питер», 650 с.
  9. Харланова Т.Н. Особенности развития карьерных ориентаций студентов разных специальностей в процессе профессиональной подготовки // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-kariernyh-orientatsiy-studentov-raznyh-spetsialnostey-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki (дата обращения: 18.02.2022).
  10. Цариценцева О.П. Карьерные ориентации современной молодежи: теория, эксперимент, тренинг (монография) [Текст] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2019. – № 6 – С. 73-74.
  11. Шевелёва А.М. Карьерные ориентации студентов-психологов в сочетании с учебно трудовыми мотивами // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kariernye-orientatsii-studentov-psihologov-v-sochetanii-s-uchebno-trudovymi-motivami (дата обращения: 01.03.2022).
  12. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: автореф. дис. … д-ра психол. наук/Л.Б. Шнейдер. — М., 2019. — 37 с.
  13. Шнейдер Л.Б. Личностная, тендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л.Б. Шнейдер. 2017.- 128 с.