УДК 342.92
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
№36,
Юридические науки
Носик Ольга Александровна
Ключевые слова: МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА; ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ; ПРЕСЕЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ; АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; MEASURES TO ENSURE THE PRODUCTION; PROCEEDINGS IN THE CASE OF AN ADMINISTRATIVE OFFENSE; SUPPRESSION OF AN ADMINISTRATIVE OFFENSE; ADMINISTRATIVE AND TORT LEGISLATION.
Нормами Конституции Российской Федерации [1] установлены обязанности государства, в том числе в обеспечении законности и правопорядка, в неукоснительном соблюдении прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [2] меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях – это целый комплекс специальных средств, применяемых компетентными органами и уполномоченными лицами на различных стадиях производства по делу об административных правонарушениях, сущность и объем которых обусловлены санкцией соответствующей меры административной ответственности и составом инкриминируемого административного правонарушения. При этом важно подчеркнуть, что качественно отлаженный механизм реализации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не только позволяет достигать целей административной ответственности, но и обусловливает юридическую эффективность административно-деликтного законодательства в целом.
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях получили самостоятельное место в системе мер административного принуждения в юридической литературе, так же как административно-предупредительные меры, меры административного пресечения и меры административной ответственности (административные наказания).
Меры административного принуждения, по мнению Ю.П. Гапон, можно представить в виде совокупности пяти видов:
1) административно-предупредительные меры;
2) меры административного пресечения;
3) меры, обеспечивающие производство по делам об административных правонарушениях, или меры административно-процессуального обеспечения;
4) меры административного наказания;
5) административно-восстановительные меры [4, с. 26].
Анализируя комплекс мер, служащих в качестве административного принуждения, а также мер, служащих обеспечению процесса производства по делам об административных правонарушениях, на наличию схожих признаков и элементов различия, Ю.П. Гапон пришел к выводу о том, что «с одной стороны, мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях обладает всеми чертами, характерными для мер административного принуждения, с другой — ей присущ ряд особенностей» [6, с. 129].
По мнению М.Е. Загорулько, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях — это способы административно-правового принуждения, которые применяются «в административно-юрисдикционной практике с целью создания необходимых условий и предпосылок для привлечения виновных в совершении административных правонарушений к административной ответственности (наказанию). Данная разновидность мер административного принуждения может применяться для установления виновных и всех обстоятельств совершенного правонарушения, своевременного и правильного рассмотрения дела, принятия законного и обоснованного решения (постановления) по делу об административном правонарушении и эффективного исполнения постановления о наложении наказания [5, с. 216].
Сравнивая мнения современных авторов, рассматривающих данное понятие, можно сделать вывод, что, в соответствии с существующими правовыми нормами, урегулированные законодательством меры административного принуждения, которые применяются должностными лицами органов исполнительной власти, а также судом в целях обеспечения нормального течения производства по делу в связи с обнаружением признаков административно-правового деликта, либо при наличии достаточных оснований предположить существование подобных признаков в строго определенном процессуальном порядке, можно считать мерами обеспечения по делам об административных правонарушениях, Объектами воздействия являются лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иные участники производства. Принудительным воздействием при этом являются различные ограничения прав и свобод [3, с. 50].
Изучив правовые положения и регламентации порядка их применения, можно предложить следующее обобщающее понятие: порядок осуществления мер производства по делам об административных правонарушениях — это комплекс взаимосвязанных процессуальных средств, правил и процедур (элементов), задача которых заключается
во-первых, в законности и обоснованности выбора эффективной меры процессуального принуждения компетентными государственными органами и уполномоченными должностными лицами;
во-вторых, необходимую и должную защиту прав и законных интересов граждан и организаций при осуществлении производства по делу.
Важно отметить, что на общую функциональность и эффективность механизма реализации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях имеет влияние внутренняя структурированность, сбалансированность, достаточность и высокая качественность характеристик входящих в него элементов, образующих собою систему.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.03.2022) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
- Артемьев Н.В., Статуев С.С. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и их особенности // Административное право и процесс. 2019. N 6. С. 49 – 52.
- Гапон Ю.П. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые должностными лицами подразделений пограничного контроля пограничных органов: Дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2014. С. 26.
- Загорулько М.Е. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в деятельности таможенных органов: место и значение // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. N 7. С. 216 — 217.
- Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе мер административного принуждения: Дис. … д-ра юрид. наук. Саратов, 2013. С. 129.