УДК 159.9
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
№35,
Психологические науки
Аглямова Индира Ильдаровна
Ключевые слова: ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ; ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ; ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА; ЛИЧНОСТЬ; CREATIVE ABILITIES; CREATIVE THINKING; THE PROBLEM OF CREATIVITY; PERSONALITY.
Рассмотрение проблемы развития способностей для психолого-педагогических исследований было и остаётся актуальным вплоть до сегодняшнего дня. Привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.
В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторской и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.
Таким образом, развитие творческих способностей становится одной из основных задач современного образования.
Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество — это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного воспитания является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
Актуальность исследования проблемы творческого развития личности в учебно-воспитательной деятельности обусловлена качественными изменениями потребности общества в подготовке творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы. Вопрос о путях, возможностях, средствах развития творческих способностей учащихся младших классов до сих пор остается предметом острых дискуссий в психолого-педагогической науке.
В результате теоретических и экспериментальных исследований проблемы творчества и творческих способностей в психологической науке (Д.Б. Богоявленская, 1981, 1983; А.В. Брушлинский, 1996; Л.С. Выготский, 1985; В.Н. Дружинин, 1997, 2000; М.А. Холодная, 1997) была доказана значимость развития творческого потенциала учащихся в ходе обучения.
Современное общество испытывает потребность в креативных личностях, так как они обладают более высоким уровнем адаптации и социализации, в большей мере соответствуют постоянно изменяющемуся и обновляющемуся миру. В связи с этим оправдано внимание, которое педагогическая наука уделяет проблеме развития творческого потенциала ребенка [2].
Цель данной работы – исследовать уровень выраженности творческих способностей младших школьников. Для достижения поставленной цели были использованы методики «Мозговой штурм» и «Вербальная фантазия».
Методика «Мозговой штурм» — позволяет продемонстрировать учащимся, что у одной и той же задачи, может быть, несколько различных решений и каждое из них является правильным. Просто все зависит от конкретных заданных условий. Умение высказывать свои мысли способствует раскрепощению сознания детей, развитию их критического мышления и творческих способностей. Оценивание результатов высокий уровень 10-15 баллов, средний уровень 6-9 баллов, низкий уровень 1-5 баллов.
Методика Р.С. Немова «Вербальная фантазия» — ребенку предлагается рассказать сказку или рассказ на любую тему и о чем угодно. В ходе рассказа оцениваем его фантазию. Эта методика направлена на выявление скорости процессов воображения, необычности, оригинальности образов воображения, проработанности образов. Учитывается так же насколько богата фантазия ребенка и вызывает ли интерес и эмоции рассказ школьника для слушателя. Максимально высокий уровень показывают дети с баллами 10-14, средний уровень — 5-9 баллов, низкий уровень — 0-4 балла.
Исследование проводилось для учащихся 2 класса. По полученным результатам мы видим, что высокий уровень лишь у 30% класса. У этих детей хорошо развито творческое усвоение учебного материала, связь теоретических знаний с практикой. Средний уровень у 40% учеников. Для них характерно формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи. Низкий уровень занимают 30% учеников. У них хорошо проявляется формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Мы соотнесли полученные результаты двух методик по развитию творческих способностей (Диаграмма 1).
(Диаграмма 1).
Полученные результаты говорят о том, что у большинства младших школьников средний уровень развития творческих способностей.
Сравнительные результаты исследования, показанные на графике, мы получили, проведя методики «Мозговой штурм» (путем высказывания детей свою идею и умением решать поставленные задачи) и «Вербальная фантазия» (путем оценивания фантазии ребенка по его рассказу, по воображению, по эмоциям).
По полученным результатам мы видим, что все дети отличаются друг от друга. У одного хорошо развита фантазия, у другого отлично развито воображение, у третьего эмоций через край, а у четвертого ничего нет, только замкнутость в себе. С такими детьми нужно очень много работать и родителям и учителям.
В нашей работе были раскрыты понятия «творчество», «творческие способности», рассмотрены вопросы развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения. Для этого была проанализирована разнообразная психолого-педагогическая литература.
В аспекте стоящей перед нами проблемы нас интересовал вопрос о том, каковы те признаки, на основе которых исследователи раскрывали специфику творческого мышления, отражали ли они и в какой мере его репродуктивную и продуктивную стороны. Анализ литературы показал, что в любом случае, когда речь шла о творчестве, говорилось о возникновении нового. Таким образом, творческое мышление — это создание новых образов на основе накопленных знаний.
Развитие творческих способностей — сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает создание необходимых условий и применение эффективных методов. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.
В практической части исследования нами была проведена диагностика творческих способностей младших школьников. Проведенные методики позволили выявить недостатки и наметить пути улучшения творческого потенциала детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей младших школьников – важный момент педагогической деятельности и воспитания детей младшего возраста. Они должны стать самостоятельными, творческими уметь принимать решения, творчески подходить к решению проблем, что необходимо для успешной социализации в обществе.
Список литературы
- Альманах психологических тестов. – М.: Изд.-во «КПС», 2004. – 400 с.
- Дубровина И. В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ под ред. И. В. Дубровиной . – 4-е изд., стер.- М.: Академия, 2006. – 464 с.
- Дружинина В.Н. Развитие и диагностика способностей.– М.: Наука.- 2003 г.- 512 с.
- Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков.- М.: /Академия.- 2003 г. – 416 с.
- Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 257 с.
- https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=790391