УДК 37

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ. СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ.

№34,

Педагогические науки

Идиятуллин Ильдан Гилемянович


Ключевые слова: ОБРАЗОВАНИЕ; ОБУЧЕНИЕ; ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ; EDUCATION; TRAINING; INFORMATION TECHNOLOGY; THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY.


Аннотация: В статье рассматривается роль информационных технологий в образовании. Раскрывается сущность информационных технологий. Обосновываются преимущества использования информационных технологий как в преподавании, так и в обучении. Актуализируется возможность использования информационных технологий для улучшения образовательной среды. Описаны способы, с помощью которых можно более эффективно использовать технологии для улучшения обучения.

И образование, и обучение — это процессы, длящиеся всю жизнь, у них нет ограничений по времени начала и прекращения. В нашей повседневной жизни мы узнаем что-то новое, и это помогает нам изменить наш образ жизни. Образование предоставляет нам информацию, а затем мы должны изучить и обработать эту информацию для собственного использования. Очень важно сделать образование доступным в любое время для каждого; это поможет снизить уровень неграмотности. Информационные технологии способны ускорить доставку информации, поэтому их можно использовать для улучшения образовательной среды. С внедрением информационных технологий снижаются затраты на доступ к учебным материалам, и учащимся становится легче учиться в любом месте.

Новые технологии меняют то, как мы учимся, и они также изменили процесс преподавания. И преподаватели, и студенты используют эти новые образовательные технологии для достижения конкретных учебных целей. Единственная проблема заключается в том, что за информационные технологии приходится платить, поэтому тем, кто не может позволить себе такую цену, обычно трудно воспользоваться возможностями информационных технологий в образовании.

Например, более широкое использование широкополосного интернета облегчает студентам своевременный доступ к учебной информации. Также преподаватели используют широкополосный интернет для создания и передачи академических данных с использованием видео и графических иллюстраций.

В широком смысле информационные технологии определяются как использование компьютеров для изучения, отправки, получения, хранения и манипулирования информацией, широко применяемой в деловых организациях, а теперь и в сфере образования.

Информационные технологии облегчили как преподавание, так и обучение: использование информационных технологий в классе оставило позади традиционные методы чтения длинных скучных лекций. Используя информационные технологии, преподаватели могут создавать интересные аудио- и визуальные презентации, которые увлекут студентов и позволят им лучше понять все концепции [1]. Кроме того, такая методика может привести к интерактивным занятиям между студентами и преподавателями. Всем нравится смотреть анимированные видеоролики. С помощью информационных технологий весь класс можно перевести в цифровой формат, что значительно облегчает как процесс преподавания, так и процесс обучения.

Информационные технологии помогают учителям и администрации следить за всеми учениками в классе: информационные технологии породили различные инструменты и приложения, которые могут использоваться администрацией школы и учителями для отслеживания успехов отдельных учеников, а родители могут быть в курсе достижений своего ребенка. Эта технология также может быть полезна для учителей, чтобы помочь ученикам по слабым предметам и предоставить им дополнительное время и заметки. Таким образом, информационные технологии избавили учителей от старых методов ведения учета успеваемости в книгах и журналах.

Образование с использованием цифровых книг: многие школы перешли на цифровое обучение в своих классах, поощряя учеников использовать информационные технологии для сдачи тестов, выполнения домашних заданий и заданий. Преподаватели также поощряют использование электронных книг для чтения лекций. Эти цифровые книги можно читать в любом месте, в кафе, в поезде и дома, в зависимости от удобства. Это достижение сыграло важную роль в защите окружающей среды, поскольку меньшее количество книг означает меньшую вырубку деревьев [2].

Информационные технологии сделали образование веселым и увлекательным: в современном мире каждый ученик, студент знает, как пользоваться компьютерами, планшетами и мобильными телефонами. Несмотря на это, разработка мобильных приложений с помощью информационных технологий сделала образование веселым и увлекательным. Информационные технологии можно использовать, чтобы направить эту зависимость в позитивное русло, внедрив планшеты и ПК в классе с целью проведения интерактивных занятий, просмотра соответствующих видео, обмена знаниями, решения вопросов и концепций с помощью Facebook или Whatsapp частных классных групп. Использование этих технологий сделает образование более увлекательным и интересным как для учителей, так и для учеников.

Информационные технологии сделали образование доступным для всех студентов: внедрение виртуального класса полностью вытеснило традиционные методы обучения. Благодаря этому достижению студент может посещать лекции из любой точки мира, все, что ему нужно — это хорошее подключение к Интернету и персональный компьютер. Эта технология позволяет студенту учиться в своей собственной зоне комфорта в любое удобное для него время суток. Существует множество сайтов, предоставляющих услуги бесплатного онлайн-образования, например, Академия Хана, которая позволяет студентам получить образование по любой теме, независимо от их возраста и школьной программы.

Кроме того, теперь студенты могут получить свои академические работы, используя электронное обучение в регионах, которые раньше были изолированы от остального мира.

Информационные технологии значительно упростили доступ к исследованиям и информации: несколько лет назад студентам приходилось проводить часы в библиотеке в поисках информации или данных, необходимых для диссертации или задания [3]. Благодаря информационным технологиям теперь они могут получить доступ к любой информации, используя свои компьютеры или мобильные телефоны. Они могут искать в Google и YouTube любые статьи, которые им нужны, что делает их письменные работы гораздо более полными и понятными.

Информационные технологии значительно облегчили групповые занятия и выполнение заданий: в традиционном классе, когда учитель просит ученика провести групповое исследование или выполнить задание, это приводит к путанице, потому что у каждого ученика есть свое мнение, и групповые обсуждения создают полный беспорядок. Благодаря информационным технологиям теперь обсуждения можно проводить на форумах в социальных сетях или с помощью инструментов и приложений, где они могут загрузить свое задание и сотрудничать друг с другом в идеальной манере.

Вспомогательные технологии для учащихся с особыми потребностями.

Вспомогательные технологии можно определить как предмет, часть оборудования или систему продуктов, которые могут быть использованы для поддержания, увеличения или улучшения функциональных возможностей любого человека с особыми потребностями. Таким образом, внедрение образовательных технологий может принести пользу учащимся с ограниченными возможностями, которые могут лучше взаимодействовать с уроком с помощью технологий. Более того, технология может поставить учителя в более выгодное положение, чтобы адаптировать обучение для учащихся с особыми потребностями.

Какова взаимосвязь между технологиями в образовании и педагогикой?

Исследования показали, что многие педагоги испытывают трудности с внедрением технологий в образование. Это может быть связано с тем, что многим педагогам еще предстоит изучить взаимосвязь между технологиями и педагогикой. Это может сыграть огромную роль в развитии критического мышления учителей при попытке интегрировать технологию в образование.

В то же время, чтобы технология работала эффективно, она должна быть включена в учебный процесс только в том случае, если она подходит для решения конкретной учебной задачи. Кроме того, технология может стать эффективным инструментом обучения только в том случае, если учителя будут участвовать в принятии решений о внедрении технологии. Это объясняется тем, что учителя несут ответственность за содействие обучению и внедрение технологии на уровне класса, однако многие школьные администраторы склонны принимать решения, связанные с внедрением/обучением технологии, не советуясь с учителями.

Ниже перечислены способы, с помощью которых можно более эффективно использовать технологии для улучшения обучения.

Благодаря широкому распространению баз данных учащихся, позволяющих отслеживать индивидуальный прогресс, учителям предлагается определять цели обучения и дифференцировать обучение в зависимости от потребностей учащихся.

Всякий раз, когда учителя пытаются представить обучение с помощью технологии, они должны делать это, используя канал, соответствующий целям, стилю обучения, способу и выбранной технологии.

При оценке преподавания с использованием технологии необходимо использовать соответствующие методы оценки, которые соответствуют методам обучения, целям и технологии.

Учителя могут разработать последующие мероприятия при использовании технологии для оценки обучения учащихся и роли, которую технология сыграла в этом процессе.

В целом, технология занимает центральное место во многих сферах жизни общества, и ее интеграция в образовательный процесс открывает большие перспективы для обучения учащихся. С помощью технологии можно ожидать повышения эффективности и результативности как со стороны учителей, так и со стороны учащихся. Технология также может стимулировать педагогические изменения и решать проблемы, которые влияют на обучение, преподавание и социальную организацию. Поэтому технологию можно рассматривать и как инструмент, и как катализатор перемен. Студенты должны принять технологию, чтобы получить пользу, а преподаватели должны быть открыты для внедрения технологии в класс для улучшения и инновации своей педагогической практики.

Информационные технологии играют важную роль как для учащихся, чтобы они могли лучше понимать, изучать и получать образование, так и для учителей, чтобы они шли в ногу со временем и совершенствовали свои навыки преподавания.


Список литературы

  1. Афанасьева, Ж. В. Формы дистанционной внеурочной деятельности в цифровой среде / Ж. В. Афанасьева, А. В. Богданова. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2020. – № 9. – С. 83-86.
  2. Баева, Л. В. Влияние цифровизации образования на человека в контексте проблемы безопасности / Л. В. Баева. – DOI: 10.15372/PHE20200209. – Текст : непосредственный // Философия образования. – 2020. – Т. 20, № 2. – С. 131-144.
  3. Базылев, В. Н. Цифровое обучение: облачная технология на уроке русского языка / В. Н. Базылев, Н. П. Дутко. – Текст : непосредственный // Русский язык в школе. – 2020. – Т. 81, № 3. – С. 7-12.