УДК 347.932
СЛОЖНОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ВИНЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В СОВЕРШЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
№34,
Юридические науки
Фазылова Алие Куртвелиевна
Ключевые слова: ВИНА; ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; GUILT; LEGAL ENTITY; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY.
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административного правонарушения в случаях, предусмотренных Особенной частью Кодекса об административных правонарушениях РФ [1] (далее – КоАП РФ), или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Данное правило установлено ст. 2.10 КоАП РФ, в соответствии с ч. 9 которой в случае совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, которое обладает статусом юридического лица, назначение административного наказания осуществляется в пределах санкции, установленной для юридических лиц.
Не всегда в норме КоАП РФ указано, в отношении какого субъекта административного правонарушения она применяется. Данный факт вызывает определенные сложности в процессе правоприменения. В такой ситуации необходимо применять ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ, согласно которой если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не отмечено, что установленные этими статьями нормы применимы исключительно к физическому лицу, или же только к юридическому лицу, то эти нормы действуют в равной мере как для физических, так и для юридических лиц. Исключением являются случаи, когда по своему содержанию эти нормы могут быть применены исключительно к физическому лицу.
Вопрос установления вины юридического лица в совершении им административного правонарушения является очень актуальным. Однозначного мнения относительно решения данных вопросов нет на сегодняшний день не только среди теоретиков, но и среди правоприменителей.
Общеизвестным и общепринятым является основание привлечения к административной ответственности – это совершение виновного и противоправного деяния, именуемого административным правонарушением. Противоправность деяния выступает формальным признаком административного правонарушения, при установлении которого не возникает каких-либо трудностей. Что касается установления виновности юридического лица как неодушевленного субъекта административного правонарушения, то здесь возникают некие затруднения.
В трудах теоретиков административно-правовой науки ведется дискуссия относительно понимания вины юридического лица в совершении административного правонарушения. Неоднозначность данной правовой категории связана с сущностью юридического лица как правовой фикции, что определяется отсутствием у него сознания и психического отношения к содеянному. Поэтому не представляется возможным использовать в отношении юридического лица классическое понимание вины.
В.Д. Сорокин в «Комментарии избранных мест Кодекса РФ об административных правонарушениях» высказался против привлечения к административной ответственности юридических лиц. Выход из данной ситуации он связывал с введением «финансовой ответственности юридических лиц за причинение ими ущерба в результате совершения административных правонарушений» [3, с. 468].
Поэтому прослеживается отсутствие в современной отечественной юридической науке единого мнения относительно понимания вины юридического лица. В связи с этим стоит определить необходимость разработки единой концепции вины юридического лица.
В действующем административном законодательстве вопрос вины юридического лица решен следующим образом: юридические лица выступают субъектами административного правонарушения наравне с физическими лицами. Дефиниция вины юридического лица в п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ раскрыта так: «Юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но указанным лицом не принимались все зависящие от него меры по их соблюдению».
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности в случае установления его вины в совершении конкретного деяния. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в соответствии с положениями КоАП РФ, а также установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, которые рассматривали данное дело. Если данное законодательное положение применять к юридическому лицу, то необходимо, чтобы их вина была доказана органами, которые инициировали привлечение данного субъекта к административной ответственности. Данное правило связано с тем, что в ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ определено: лицо, которое привлекается к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Если вина юридического лица не была доказана, то данный факт является основанием для отказа в привлечении юридического лица к административной ответственности или же основанием для обжалования постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности в вышестоящую инстанцию [4, с. 105].
Если юридическому лицу было назначено административное наказание, данное обстоятельство не исключает возможности привлечения к административной ответственности виновное физическое лицо. Применимо это правило и в следующей интерпретации: привлечение к ответственности (административной или уголовной) виновное физическое лицо не исключает возможность привлечения к административной ответственности юридическое лицо, когда установлена его виновность в совершении конкретного деяния.
Анализ дефиниции вины юридического лица позволяет отметить то, что данная правовая категория не связана с субъективным отношением его руководителей, сотрудников к содеянному, как это имеет место в классической форме вины. В КоАП РФ установлено, что вина юридического лица имеет место в следующих ситуациях:
— если у юридического лица не было возможности следовать правилам и нормам, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность;
— если юридическое лицо имело возможность для соблюдения определенных правил и норм, приняло все зависящие от него меры для их соблюдения, на таких мер было недостаточно для предотвращения противоправности конкретного деяния.
В действующем законодательстве об административной ответственности имеют место случаи привлечения к административной ответственности юридического лица и без установления вины. В КоАП РФ в качестве такой ситуации имеется норма ст. 2.10, которой регламентируется ответственность юридического лица при реорганизации – слиянии, преобразовании, разделении, присоединении. Указанные ситуации имеют место при прекращении деятельности нарушителя и появления у него правопреемников, которые выступают уже самостоятельными субъектами административного правонарушения.
Примером из судебной практики, где имело место данное обстоятельство, является Определение Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2010 г. № 1620-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ЗАО «Райффайзенбанк» на нарушение конституционных прав и свобод ч. 4 и 7 ст. 2.10 КоАП РФ» [2]. Из содержания данного судебного акта исходит следующее: при присоединении одного юридического лица к другому к административной ответственности за совершение правонарушения привлекается последнее из них. При этом административная ответственность наступает независимо от того, известны ли были привлекаемому к ней юридическому лицу обстоятельства, подтверждающие факт правонарушения до завершения процедуры реорганизации.
Таким образом, в сфере привлечения к административной ответственности юридических лиц существует множество проблем. Их наличие связано, прежде всего, с отсутствием в нашей стране административных судов. В то же время большое количество органов и должностных лиц наделены полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, что влияет на оперативность и слаженность в действиях при применении мер административно-правового воздействия к субъектам административного правонарушения, в частности, к юридическим лицам.
В целях унификации подходов к вине юридического лица на законодательном уровне следовало бы изменить законодательную дефиницию вины юридических лиц. Для этого необходимо ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ изложить в такой редакции: «Вина юридического лица в совершении административного правонарушения зависит от вины его должностных или иных его представителей, которые имели реальную возможность следовать правилам и нормам, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации установлена административная ответственность, но отмеченными лицами не были приняты меры по их соблюдению, зависящие от них».
Список литературы
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2002.- № 1 (часть I). – Ст. 1.
- Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества «Райффайзенбанк» на нарушение конституционных прав и свобод частями 4 и 7 статьи 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Определение Конституционного Суда РФ от 07.12.2010 № 1620-О-О // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
- Сорокин В.Д. Комментарий избранных мест Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Избранные труды / предисл. Д.Н. Бахрах, В.В. Денисенко. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2005. – 1086 с.
- Якупов В.Р. Основные подходы к определению вины юридических лиц в административном праве // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2011. — № 19. – С. 102-107.