УДК 316.485

ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

№31,

Педагогические науки

Косова Анна Александровна


Научный руководитель: Судакова Н.Ю., кандидат экономических наук, доцент.


Ключевые слова: КОНФЛИКТЫ; ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ; УПРАВЛЕНИЕ; СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА; CONFLICTS; MANAGEMENT TECHNOLOGIES; MANAGEMENT; STUDENT ENVIRONMENT.


Аннотация: В статье представлены результаты исследования технологии управления конфликтами в студенческой среде. Особое внимание обращено на разновидности конфликтов, особенности возникновения конфликтов, новейшие методы управления конфликтами способы предупреждения и разрешения конфликтов в студенческой среде.

В наше время в литературе есть множество неоднозначных трактовок конфликта как социально-психологического явления, так как данное явление находится в поле зрения лиц разных социальных и гуманитарных дисциплин, которые рассматривают его с разных точек зрения.

Конфликт — это всегда взаимодействие социальных субъектов. Не любое взаимодействие будет являться конфликтом. Там, где нет противостояния, сопровождающегося отрицательными эмоциями, там нет и конфликта.

Противоречия и конфликт не могут рассматриваться как синонимы или противопоставляться друг другу. Противоречия и различия — это необходимые, но не полные условия для конфликта. Противоположности и противоречия обращаются в конфликт только тогда, когда начинают взаимодействовать силы, являющиеся их носителями. Таким образом, конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, проявляющееся в противоборстве сторон. [5]

Основные типы конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой, межгрупповой. (см. рис.1)


Рис.1. Основные типы конфликтов.

Внутриличностный конфликт. Одна из распространенных форм такого конфликта — ролевой конфликт. Частой причиной служат ситуации, когда личные потребности или ценности работника вступают в противоречие с производственными требованиями, например когда работник перегружен работой или, наоборот, чувствует ее недостаток, что приводит к неудовлетворенности работой, нарушению внутреннего баланса и неуверенности в себе.

Межличностный конфликт. Конфликт может быть вызван психологическими особенностями людей, работающих в одном коллективе, но имеющих разные характеры, взгляды и ценности. Может проявляться и как столкновение личностей.

Конфликт между личностью и группой. Между личностью и группой может возникнуть конфликт, если личность будет придерживаться позиции, отличной от позиции всей группы. В процессе функционирования группы разрабатываются групповые стандарты, которым следуют участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие этого человека группой.

Межгрупповой конфликт. Межгрупповые конфликт возникают из-за отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между подразделениями. Причиной может послужить и дефицит ресурсов, таких как, материалы, информация, время. [2]

Причины возникновения конфликтных ситуаций в организации могут быть абсолютно разными. К ним можно отнести:
1. Неблагоприятные условия труда, отсутствие рациональной системы его стимуляции, недостаток производственных процессов.
2. Ошибочные действия руководителя, который не имеет должного опыта в конкретной сфере деятельности. (неправильное распределение заданий, несправедливое распределение форм стимулирования труда и т.п.)
3. Распад коллектива на группы в ходе нарушения внутренних правил поведения, образование разногласий внутри коллектива между группами и отдельными личностями.
4. Несовместимость в силу личностных, социально-демографических (пол, возраст, социальное происхождение) различий. Конфликты между личностями в группе бывают чаще в однородных по полу коллективах, они могут затронуть межличностные отношения, что плохо скажется на развитии и становлении коллектива. [3]

На сегодняшний день есть несколько методов управления конфликтами, которые можно разделить на несколько групп: внутриличностные, структурные, межличностные, переговоры, ответные агрессивные действия.

Внутриличностные методы влияют на отдельную личность и заключаются в правильной организации своего поведения, умении высказать личную точку зрения, которая не вызовет защитную реакцию у оппонента. Часто используется метод передачи другому человеку своей позиции к определенным элементам без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое мнение. Этот метод позволяет человеку отстоять свою позицию, не превращая оппонента в противника, он особенно эффективен в напряженной обстановке, когда человек рассержен.
Структурные методы влияют на участников организационных конфликтов, появляющихся из-за неправильного распределения должностных обязанностей, нерациональной организации труда и т.п. К таким методам относятся: четкое объяснение требований к работе сотрудника, создание обоснованных систем вознаграждения.

Межличностные методы решения конфликтов предполагают выбор стиля поведения участников конфликта, чтобы минимизировать ущерб для своих интересов. Существуют такие стили конфликтного поведения, как: приспособление, уклонение, противоборство, сотрудничество и компромисс, а также следует заострить внимание на принуждении и решении проблемы. Так же, несмотря на популярность демократических стилей управления, иногда при разрешении специфических конфликтов может использоваться принуждение, которое предполагает, что оппонент должен принять конкретную точку зрения любой ценой. «Решение проблемы» предполагает признание разных точек зрения, совместный поиск пути решения конфликта, чтобы в итоге выяснить причину и определить верное решение, которое поддержат обе стороны конфликта.

«Переговоры» являются одним из эффективных методов решения конфликтов, которые выполняют определенные функции, охватывая различные сферы деятельности. Переговоры, как один из методов решения конфликтов, представляют собой набор приемов, направленных на поиск обоюдных решений для всех участников. Переговоры возможны, когда нет весомого различия в полномочиях, глубины развития самого конфликта, которая позволяет вести переговоры, участие людей, обладающих реальными полномочиями.

Один из нежелательных методов для преодоления конфликтных ситуаций — ответные агрессивные действия. Их применение приводит к разрешению с помощью силы, в том числе грубой силы или даже насилия. К сожалению, возникают и такие ситуации, когда решение может быть найдено только лишь с помощью данного метода. [1]

Профилактика конфликтов в студенческой группе.

В студенческой среде возможны конфликты по двум направлениям:
• студент-преподаватель;
• студент-студент.

Особенность конфликтов «студент-преподаватель» заключается в том, что студент является самостоятельным субъектом педагогического процесса. Он способен осознанно оценивать предлагаемые знания, так как сам выбирал учебу по той или иной профессии. Другая особенность заключается в том, что преподаватель, обладая высоким профессиональным статусом в вузовской среде, в обычной жизни может быть обладателем низкого уровня. Данная особенность провоцирует разного рода конфликты.

Выделяют следующие причины конфликтов между студентами и преподавателями:
• различия в ценностных ориентациях;
• бестактность в общении;
• различия во взаимных ожиданиях;
• уровень профессионализма преподавателя и успеваемость студентов.

Формы общения преподавателей и студентов зависят от социальных, культурных, личностных качеств субъектов, а также от установившихся в вузовском коллективе традиций, норм и правил общения.

Для предотвращения конфликтов в студенческой группе используются такие способы как:
1) Проведение тестов внутри группы на изучение коммуникативного поведения, например, тест описания поведения К. Томаса, методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко), тест А. Ассингера и другие.
2) Проведение групповых психологических тренингов, мастер-классов. Они способствуют переоценке своего жизненного опыта в процессе группового взаимодействия.
3) Проведений лекций, семинаров в целях профилактики конфликтов в студенческих группах.
4) Коррекция субъективных условий конфликтной личности в ходе индивидуальной работы
5) Ролевая игра, в ходе которой берутся конфликтные ситуации из художественной литературы, фильмов, телепередач, а студенты разыгрывают роли выбранных персонажей, демонстрируя разногласия, а затем стараются достичь взаимопонимания, применяя принципы управления конфликтом. [4]


Список литературы

  1. Зобова А.Г. О современных тенденциях и методах управления конфликтами на предприятиях // Социально-экономические явления и процессы. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sovremennyh-tendentsiyah-i-metodah-upravleniya-konfliktami-na-predpriyatiyah
  2. Магомедова П. К. Конфликтология [Текст]: учебное пособие / Магомедова П. К., Алиева Р. Р., Булуева Ш. И. – Москва/Берлин: ДиректМедиа, 2019. – 381 с.
  3. Микитюк А.О., Самохвалова С.М. Конфликты в организации // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2010. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konflikty-v-organizatsii-2
  4. Причины возникновения конфликтов в системе высшего образования URL: http://old.rudn.ru/fpkp/programs/Lect10.htm
  5. Раренко А.А. Управление конфликтами в организации // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: Реферативный журнал. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-konfliktami-v-organizatsii-7