УДК 371

ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕСТНОСТИ И ПРАВДИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРАХ С ПРАВИЛАМИ

№31,

Педагогические науки

Лагунова Анна Владимировна


Научный руководитель: Миннуллина Р.Ф., к.пед.н., доцент.


Ключевые слова: ЧЕСТНОСТЬ; ПРАВДИВОСТЬ; ЛОЖЬ; ЛЖИВОЕ ПОВЕДЕНИЕ; МОТИВЫ ЛЖИ; ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ; НРАВСТВЕННОСТЬ; НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ; НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ; НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ; МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА; ВОЛЕВАЯ СФЕРА; HONESTY; TRUTHFULNESS; LIES; FALSE BEHAVIOR; MOTIVES OF LIES; CHILDREN’S LIES; MORALITY; MORAL EDUCATION; MORAL CONSCIOUSNESS; MORAL BEHAVIOR; MORAL QUALITIES; STRONG-WILLED SPHERE.


Аннотация: В статье проанализированы литературные источники, освещающие проблему нравственного воспитания. Охарактеризованы такие нравственные категории, как честность и правдивость, проанализировано понимание детьми дошкольного возраста этих понятий, описаны мотивы лживого поведения и особенности детской лжи.

Честность и правдивость – две важные нравственные категории, которые необходимо формировать с ранних лет. А.С. Макаренко был убежден, что честность «не падает с неба», ее надо воспитывать, к ней надо приучать. И чем ребенок младше, тем этот процесс будет проходить легче и быстрее [5].

Педагоги всех лет особое внимание уделяли нравственному воспитанию. Это одна из приоритетных задач дошкольного образовательного учреждения. Старший дошкольный возраст является сенситивным периодом в формирования таких нравственных категорий, как честность и правдивость, так как в этот период дошкольник осваивает нормы и правила общества, у ребенка формируется нравственное сознание, он осваивает опыт нравственных поступков, осознает их смысл и учиться действовать в соответствии с нравственными нормами Ребенок не просто вступает в межличностные взаимоотношения, но и учиться нормам поведения. В период дошкольного детства развивается система мотивов поведения, появляются новые потребности, и появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами. Ребенок знакомится с системой нравственных норм и правил поведения в обществе [1].

Проблема нравственно воспитания дошкольников интересовала многих ученых, среди которых можно выделить Т.А. Авдулову, О.С. Богданову, А.М. Виноградову, В.А. Сухомлинского, Х. Штольца и других [4].

Честность и правдивость — это моральные качества, которые проявляются в верности принятым обязательствам, это искренность перед другими, убежденность в правоте проводимого дела, это признание и соблюдение прав другого, это те принципы, которыми должен руководствоваться дошкольник при взаимодействии со своими сверстниками и взрослыми [11].

Как отмечают многие исследователи, все дети по своей природе четны и правдивы, они не способны обманывать и хитрить. Поэтому можно сделать вывод о том, что обману и лжи дети учатся, перенимая отрицательный опыт взаимодействия с окружающим миром. Как отметила Л.И. Божович, дошкольники весьма восприимчивы к воздействиям из вне и практически копируют поведение взрослых, в том числе и нравственные или безнравственные поступки [3]. В.А. Сухомлинский отметил, что «ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей» [8].Ф.С. Левин-Щирина и Д.В. Менджерицкая считают, что детская ложь – это явление социальное. И одной из главных причин ее является ложь, замеченная детьми в семье и в окружающей среде [12].

Кроме того, необходимо отметить тот факт, что дети с рождения окутаны легкой и сказочной ложью, проявляющаяся в том, что взрослые сочиняют и рассказывают детям сказки, рассказывают и показывают, как тот или иной сказочный герой обманывает. Это ведет к тому, что ребенок, обязательно в какой-то момент тоже начнет лгать, потому что он живет в мире, где это явление (ложь) встроена в контекст жизни [2].

В. С. Мухина отметила, что ложь закономерно возникает в детстве, начиная от четырех лет. Причем ложь является неким негативным сопровождением позитивных достижений в развитии ребенка [6].

Поэтому можно заметить, что некоторые дошкольники обманывают. Прежде всего, надо разобраться в причинах, побуждающих ребенка прибегнуть ко лжи: 1) желание добиться похвалы и признания со стороны взрослого; 2) желание добиться осуществления заветного желания; 3) страх перед наказанием; 4) желание скрыть свою вину; 5) стремление привлечь к себе внимание; 6) защита от стресса.

Исследования М. Хилько и М. Ткачевой показали, что на первом месте у дошкольников стоит мотив получения похвалы или награды, меньше всего дошкольники лгут из-за страха наказания. Мотивы детской лжи в дошкольном возрасте, связаны, прежде всего, с желанием ребенка «стать равными» взрослым, во-вторых, с желанием ребенка стать первым и активным участников игрового взаимодействия, и, в-третьих, с активным развитием воображения ребенка и желанием пофантазировать. Дошкольники любят фантазировать, поэтому в некоторых случаях ребенок не осознавая того, что он лжет, может преувеличенно говорит о своих способностях. Жажда самоутверждения, развивающиеся чувство собственного достоинства, стремление выглядеть сильным, храбрым, а значит, и быть признанным в обществе товарищей толкают ребенка на явные преувеличения [11].

Ребенок начинает лгать в силу того, что его волевая сфера не достаточно развита для последовательного выражения поступков, ведущих к признанию, поэтому возникает желание солгать, чтобы получить признание. В этом случае, как считает В. С. Мухина, ложь возникает как компенсация недостаточности волевого (произвольного) поведения [6].

Можно отметить, что проявление лжи в детском возрасте – это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых. Однако в старшем дошкольном возрасте можно наблюдать ситуации намеренной лжи со стороны детей. Намерено лгущий ребенок привыкает к тому, что с помощью лжи он может добиться желаемого, избежать наказания, поэтому это перерастает в привычку. И он не перестанет лгать, пока ложь не будет всякий раз пресекаться.

И.Ф. Свадковский выделил несколько условий, которые будут способствовать возникновению у дошкольников желание говорить правду: 1) у ребенка необходимо сформировать осознание недопустимости лжи, так как это оскорбляет и наносит вред; 2) у ребенка необходимо сформировать осознание того, что необходимо дорожить своей честью; 3) у ребенка необходимо развивать волю, для того, чтобы он сумел подавить в себе соблазн с помощью обмана удовлетворить свои желания и избежать неприятности [7].

Таким образом, задача нравственного воспитания фигурирует как важная практически во всех программах дошкольного образования. Особенно остро стоит вопрос, касающийся выбора и использования средств и методов формирования правдивости и честности детей. В арсенале педагога находиться большое количество приемов развития честности у дошкольников: чтение художественной литературы и сказок, этические беседы о правде и лжи, проблемные ситуации, дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Однако необходимо выделить игру, как один из самых эффективных средств воспитания и развития дошкольников. Игру как явление не оставили без внимания многие отечественные и западные педагоги и психологи. За последние годы в современной педагогике установлен большой интерес к проблеме игры, сложившийся в давнюю традицию. Признавая влияние игры на развитие психических новообразований и на всестороннее развитие личности ребенка, те и другие подчеркивали, что возможность играть для детей очень важна [10].

Основоположником теории игры в отечественной науке стал К.Д. Ушинский, отмечающий огромное ее значение в общей системе воспитания и подготовки детей к трудовой деятельности. Вопросами игры в российской педагогике тщательно занимались М.М. Бахтин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин [9]. Данные исследователи положили в основу теории игры подходы духовного развития в игре, воздействия на мир через игру, труд как источник появления игры.

В отечественной педагогике накопилось достаточно много исследований, посвященных проблемам и сущности дидактических игр. Кроме того, пристальное внимание дидактической игре в дошкольной педагогике уделяли К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Л.А, Венгер, А.П, Усова и другие [9].

Одной из разновидностью дидактических игр является игры с правилами. Они как никто другие виды игр не решают проблему воспитания правдивости и честности у дошкольников. Важный элемент в этих играх – наличие правил, которые дошкольник и должны добросовестно выполнять и не стремиться нарушать их. В результате этого развивается способность управлять своими действиями других играющих. Особенность игр с правилами состоит в том, что они затрагивают волевую сферу дошкольников, что так необходимо в воспитании честности и правдивости. С помощью правил у детей формируется способность ориентироваться в измененных обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие [10].

Игры с правилами устанавливают нормативные правила, это так называемые нормативные способы регуляции совместной деятельности, реализующие моральный принцип справедливости «играть надо честно» и проявляется это в соблюдении очередности, кидания жребия [6].

Таким образом, воспитание честности и справедливости у дошкольников многогранный и длительный процесс, требующий от педагога специальных знаний об особенностях лживого поведения детей, умений распознать причины лжи детей, а также наличия в арсенале педагога эффективных средств и приемов воспитания честности и правдивости. Одним из эффективных средств в решении данной проблемы выступают игры с правилами. Игры, регламентированные правилами учат детей добросовестно выполнять правила и не нарушать их, развивают волевую сферу детей, учат детей управлять своими действиями.


Список литературы

  1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Аркти, 2013 – 117 с.
  2. Алипова, Л.В. Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста / Л. В. Алипов) / Л.В. Алипова // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. – С. 38-40.
  3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2009. – 400 с.
  4. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание дошкольников / Н.И. Болдырев.– М.: Педагогическое общество России, 2009. – 289 с.
  5. Володева, А.А. Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста / А.А. Володева // Педагогические науки: журнал. – 2014. – №6. – С. 27-29.
  6. Мухина, B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. – М.: Академия, 2015. — 608 с.
  7. Свадковский, И.Ф. Воспитание правдивости и честности у детей / И.Ф. Свадковский. – М.: Аркти, 2016. – 166 с.
  8. Сухомлинский, В.А. О воспитании / сост. Д.И. Латышина.-М.: Школьная Пресса, 2003. – 192 с.
  9. Тупиченко, Н.А. Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности и её развитие в дошкольном возрасте / Н. А. Тупиченко // Молодой ученый. – 2018. – № 2 (188). – С. 150-156.
  10. Фомичева, О. А. Игровая деятельность дошкольника / О. А. Фомичева, Г. Е. Логоша // Молодой ученый. – 2016. – № 12 (116). – С. 923-926.
  11. Хазова, С.А., Ложь в контексте психологических характеристик детей дошкольного возраста /С.А. Хазова, О.А. Ус // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 301–305.
  12. Юркевич В.С., Феномен лжи в детском возрасте: амбивалентный подход [Электронный ресурс] / В.С. Юркевич, И.В. Емельянова // Современная зарубежная психология. – 2020. – Том 9. – №1. – С. 114—124.