УДК 342.92

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НАЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

№31,

Юридические науки

Рябчиков Максим Владимирович


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ; ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ; УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ; ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ; ЧАСТНАЯ ПРЕВЕНЦИЯ; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; ADMINISTRATIVE PENALTIES; TRAFFIC; ROAD USERS; ADMINISTRATIVE FINE; TRAFFIC RULES; PRIVATE PREVENTION.


Аннотация: В настоящей публикации автором выявлены специфические особенности назначения административных наказаний за совершение правонарушений в области организации дорожного движения. Установлено, что для достижения целей административного наказания (общая и частная превенция) законодателю следует предусмотреть в санкциях статей Главы 12 КоАП РФ минимальный и максимальный порог административных наказаний, что позволит достичь единообразия при назначении административных наказаний должностными лицами государственных органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях.

Цель института административной ответственности в области организации дорожного движения можно определить как общая и частная превенция нарушений Правил дорожного движения [2] участниками дорожного движения.

Административная ответственность в сфере обеспечения безопасности организации дорожного движения призвана выполнять следующие задачи:
— обеспечение безопасности отношений в сфере эксплуатации транспортных средств;
— охрана общественных отношений в сфере безопасности дорожного движения;
— обеспечение нормального функционирования дорожного движения;
— недопущение совершения новых правонарушений в сфере дорожного движения.

Под административным правонарушением в области организации дорожного движения следует понимать противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), которое посягает на безопасность дорожного движения, здоровье, законные права участников дорожного движения, установленный порядок использования транспортных средств, а за которое законодательством об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Система норм, которая регламентирует поведение участников дорожного движения, запрещает им определенное поведение под угрозой применения к ним определенных санкций, в зависимости от тяжести последствий, которые будут вызваны совершенным противоправным деянием. Но статистические данные свидетельствуют нам о том, что у участников дорожного движения не выработана привычка вести себя в дорожном движении согласно предписаниям ПДД. Определение тех предписаний, которым должны следовать участники дорожного движения, составляет нормативную основу административной ответственности в сфере организации дорожного движения. Нормативная основа административной ответственности состоит из системы норм права, которые устанавливают:
а) составы административных проступков (основания ответственности);
б) систему административных наказаний;
в) круг субъектов, имеющих право назначать административные наказания;
г) процедуру привлечения к ответственности, ее процессуальную форму.

Применение определенного административного наказания к правонарушителю обеспечивает реализацию превентивной функции административной ответственности, позволяющей предупреждать и пресекать совершение новых противоправных деяний. Все изменения, которые вносятся в нормативную основу административной ответственности в области организации дорожного движения, должны иметь целью снижение аварийности на дорогах, количества человеческих жертв. Именно это выступает перспективным направлением для разработки вносимых поправок в Главу 12 КоАП РФ [1], а также при разработке нового проекта КоАП РФ.

Под административным наказанием, назначаемым за совершение правонарушения в сфере организации дорожного движения, понимается мера ответственности, определенная в предусмотренном КоАП РФ порядке, реализуемая уполномоченным органом или должностным лицом, которая заключается в применении к субъекту, который совершил правонарушение в данной сфере, одной из мер, ограничивающих его права, в рамках санкций норм статей главы 12 КоАП РФ.

Сущность административного наказания заключается в применении в отношении правонарушителя негативных для него последствий (материальные при назначении наказания в виде штрафа, и персональные санкции при назначении лишения права управления транспортным средством). Также административное наказание в исследуемой сфере позволяет повысить безопасность дорожного движения, так как в результате лишения права управления транспортным средством из участников дорожного движения исключаются наиболее опасные правонарушители, и исключается вероятность совершения ими новых противоправных деяний.

Цели административного наказания, применяемого за совершение правонарушений в сфере организации дорожного движения представляется возможным классифицировать по такому признаку, как наличие либо отсутствие их в положениях действующего законодательства, согласно которому выделяются:
1) закрепленные в законодательстве цели (общая и частная превенция);
2) не закрепленные в законодательстве цели, но вытекающие из самой сущности наказания (правомерное поведение участников дорожного движения, активное и осознанное соблюдение правил дорожного движения) [4, с. 48].

В ст. 3.2 КоАП РФ закреплены десять видов административных наказаний. Из них к числу возможных назначить за совершение правонарушений в сфере организации дорожного движения относятся следующие: предупреждение, административных штраф, конфискация орудия или предмета административного правонарушения, лишение специального права (применяется только в отношении физических лиц), административный арест и обязательные работы.

Так, в правоприменительной практике государственных органов и их должностных лиц имеются сложности при определении конкретного вида и размера, а также срока административного наказания [3, с. 51]. Многие статьи Особенной части КоАП РФ содержат альтернативные санкции, что в целом позволяет учитывать индивидуальные параметры правонарушителя, такие как его материальное положение, то, как он относится к совершенному деянию, степень виновности к наступившим последствиям, семейное положение, а также обстоятельства, которые смягчают или отягчают ответственность. Следовательно, альтернативные санкции позволяют в каждом конкретном случае назначить справедливое и соразмерное наказание. Но при этом альтернативность санкций может послужить поводом для того, чтобы правоприменителям отойти от единообразия при применении конкретных норм права. Отсутствие четких критериев применения определенных видов наказания, его критериев, размеров и сроков может привести к нарушению прав и свобод лица, привлекаемого к административной ответственности.

Следовательно, такого рода проблема должна быть доработана законодателем и устранена. Необходимо разработать обоснованную систему административного наказания, установить критерии выбора конкретного вида наказания, его размеров, сроков, в частности это необходимо осуществить в тех составах, где имеют место альтернативные санкции. Предлагается также предусмотреть взаимозаменяемость административных наказаний, аналогичный порядок на сегодняшний день имеет место по замене административного штрафа на предупреждение согласно ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Цели частной и общей превенции, которые предусмотрены для административного наказания, могут быть достигнуты, если в Главе 12 КоАП РФ предусмотреть такие санкции, в которых будет установлен минимальный и максимальный порог наказания. В таком случае должностные лица при рассмотрении дела об административном правонарушении будут иметь возможность индивидуализировать и дифференцировать в случае необходимости административное наказание. Также перед законодателем стоит задача и по определению видов, размеров и сроков административных наказаний, что позволит должностным лицам государственных органов, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, при назначении административного наказания учитывать индивидуальные особенности, характеризующие правонарушителя, и назначить ему справедливое и соразмерное наказание, которое позволит достичь целей частной превенции.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 17.05.2021) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  2. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 22.11.1993, № 47, ст. 4531.
  3. Жеребцов А. Н. Расследование административных правонарушений в области дорожного движения: учебное пособие. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 136 с.
  4. Майоров В.И., Полякова С.В. Общая характеристика мер административной ответственности за правонарушения в сфере дорожного движения в Российской Федерации // Sciences of Europe. – 2016. — № 5. – С. 46-50.