УДК 37

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ О ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№30,

Педагогические науки

Уздовских Диана Михайловна


Научный руководитель: Нуриева А.Р., cтарший преподаватель.


Ключевые слова: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА; ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ЖИВОТНЫХ; ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ; DIDACTIC GAME; FORMATION OF KNOWLEDGE ABOUT ANIMALS; PRESCHOOL AGE; YOUNGER AGE.


Аннотация: В статье представлен опыт формирования знаний о животных у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Проанализированы и систематизированы теоретические знания по формированию знаний о животных. Статья содержит данные опытно — экспериментального исследования.

Дошкольное детство – это важный этап для становления основ правильного отношения к окружающему миру. Формирование основ личности, а так же положительного отношение к окружающему миру, происходит в дошкольном детстве.

Уже с младенчества ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, сформировывать конкретное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте у него складываются экологические позиции, которые помогают ему в будущем определять свое отношение к природе, сопереживать ей и принимать какие-либо меры для разрешения экологических проблем, которыми в данное время богата наша планеты.

Изучение природы, начиная с раннего дошкольного возраста, открывает для детей дальнейший путь логического постижения законов мира. Применение дидактических игр на занятиях экологического характера в группах раннего возраста помогает стимулировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, образное мышление, память, мышление, внимание, наблюдательность, развивает творческое воображение, поддерживает интерес к изучаемому, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения увлекательным для ребенка. Из этого следует, что дидактические игры имеют огромное влияние для развития ребенка в целом. Русский педагог К.Д. Ушинский придавал особое значение природе как фактору воспитания детей с младшего возраста, обращая внимание на благоприятное воздействие природы на психику детей, на всестороннее становление их в процессе общения с природой: «Логика природы есть самая доступная для детей логика — наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять у младшего дошкольного возраста умственные способности, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изученные виды под один род» [6, c. 251].

Я.А. Коменский видел в природе ключ к знаниям, средство для развития ума, чувств и воли [3, с. 389]. К.Д. Ушинский считал, что нужно «вести детей в природу», преподносить им все доступное, постижимое и полезное для их умственного и словесного развития [5, с. 253].

С.Н. Николаева акцентирует внимание на то, что формирование экологических знаний является начальным этапом в становлении правильного отношения к окружающему миру [4, с. 147]. С младенчества дикие и домашние животные заинтересовывают детей своими движениями, голосовыми реакциями. Малыши обучаются чутко относиться к живым существам, беспокоиться о них [2, с. 26].

Один из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников — это дидактическая игра. Дидактические игры — это игры с правилами, специально создаваемые педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Они нацелены на достижение определенных педагогических задач обучения, и в то же время они проявляют воспитательное и развивающее воздействие.

Дидактическая игра является одним из главных методов формирования знаний о животных у младших дошкольников. Во время игры применяются картинки, которые можно группировать по признаку обобщений:
— домашние животные;
— животные-обитатели леса (лиса, волк, заяц);
— экзотические животные (слон, жираф, крокодил) [1].

Подвижные игры природоведческого характера подразумевают имитацию манер животных, особенностей их жизни. Это такие игры, как «Мыши и кот», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы» и т.д. В результате имитирования звуков и подражания действиям животных, дети лучше усваивают знания, а положительные эмоции активизируют интерес к природе.

На базе МБДОУ «Граховский детский сад» Граховского района Републики Удмуртия, было проведено опытно – экспериментальное исследование по проблеме формирования знаний о животных посредством дидактических игр.

Для проведения эксперимента по выявлению уровня развития представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста была выбрана методика «Примерная диагностика педагогического процесса по экологическому образованию в дошкольном образовательном учреждении» (авторы Л.А. Каменева, Л.М. Кондратьева, Е.Ф. Терентьева). Дошкольникам младшей группы предлагались следующие диагностические задания:
— беседа по картинкам с изображением животных, по которым дети отвечали на вопросы о названиях животных, месте их обитания, особенностях и повадках;
— игра «Покорми животное» с игрушками, изображающими животных, и картинками с изображением разных видов пищи. Детям было необходимо соотнести животного с пищей, которой он питается.

На констатирующем этапе дети экспериментальной группы показали следующие результаты: высокий уровень развития представлений о животных составил только лишь пятую часть всех исследуемых — 20%. Только эти дети смогли правильно ответить на вопросы и подобрать картинки о животных. Средней уровень показали — 60 % испытуемых. Они совершили незначительные ошибки в ответах. Низкий уровень составил 20%. Такие дети ответили неправильно на большинство вопросов, не смогли сопоставить картинки с животными. В контрольной группе результаты были следующими: высокий уровень – 20%, средний – 53,3%, низкий – 26,7%.

На формирующем этапе эксперимента был составлен комплекс дидактических игр, направленных на формирование знаний о животных у младших дошкольников. Дидактические игры использовались как системный компонент образовательной деятельности по экологическому образованию. Исходя из особенностей возраста, а именно наглядно-действенного характера мышления, в младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать настольно-печатные игры. Кроме того, комплекс дидактических игр содержит в себе словесные игры и игры с предметами.

Дидактические игры проводились как во время специально организованной общей образовательной деятельности, (как целое ООД или часть его), так и в часы игр.

После проведения комплекса дидактических игр была проведена повторная диагностика младших дошкольников.

Результаты диагностики детей контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе показали следующие результаты: в экспериментальной группе высокий уровень развития представлений о животных достиг 46,7%, т.е. на 20% больше, чем в контрольной группе. Средний уровень в экспериментальной группе, составил 40% детей, что на 13,3% меньше соответствующего уровня контрольной группы. Низкий уровень экспериментальной группы почти составляет 13,3% детей, что на 6,7% меньше уровня контрольной группы.

Анализируя сравнительные данные диагностики уровня развития представлений о животных младших дошкольников экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах, можно сделать вывод о том, что к концу эксперимента детей с высоким уровнем стало больше на 26,7%; низкий уровень уменьшился на 6,7%, т.к. дети с него перешли на средний уровень, а со среднего на высокий уровень.

Дети контрольной группы так же продолжали получать определенные знания в области экологического воспитания и, исходя из этого, здесь тоже есть динамика в развитии представлений о животных, но незначительная: на 6,7% увеличились показатели высокого уровня, и на 6,7% уменьшились на низком уровне, а показатели среднего уровня не изменились.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дидактические игры положительно влияют на формирование знаний о животных у детей младшего дошкольного возраста.


Список литературы

  1. Аристовский, Т. В. Экологические представления о живой природе: учебное пособие / Т. В. Аристовский, И. Д. Зверев, З. П. Плохий. – М.: Наука, 2013. – 634 с.
  2. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой: методическое пособие / – М.: Просвещение, 2011. – 345 с.
  3. Газина, О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов, обучающихся по направлениям 050100.62 «Педагогическое образование» и 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» / О.М. Газина, В. Г. Фокина. — Электрон. текстовые дан. — М.: Прометей, 2013. — 254 с. Золотова, Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – 2-е изд. Пере. раб. – М.: Просвещение, 1988. – 159 с.
  4. Образовательная программа дошкольного образования «Истоки» / Под редакцией Л.А. Парамоновой. – М., 2014. — 256 с.
  5. Ушинский, К.Д. Собр. соч. в 11 т. / К.Д. Ушинский. – РСФСР, Изд-во Академии педагогических наук, 1948-1952. — Т.2. – 656 с.
  6. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М.: Книга по требованию, 2013. – 228 с.