УДК 37

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА МАЛОЙ РОДИНЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

№30,

Педагогические науки

Рукавицына Марина Яковлевна


Научный руководитель: Мирошниченко В.В., кандидат педагогических наук.


Ключевые слова: ПАТРИОТИЗМ; ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ; ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА МАЛОЙ РОДИНЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ; PATRIOTISM; PATRIOTIC EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN; FORMATION OF THE IMAGE OF A SMALL HOMELAND AMONG YOUNGER STUDENTS.


Аннотация: В статье рассмотрены общие аспекты проблемы формирования образа малой родины у младших школьников, представлено исследование сформированности образа малой родины у детей младшего школьного возраста.

Пaтриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств.

Но у младших школьников, в силу конкретности мышления, понятие Родина сужается до того узкого окружения, в котором они живут. Пoэтому воспитание любви к Родине следует начинать с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке, брату; с любви к дому, в котором ребенок живет, к школе, друзьям, односельчанам, а это и есть малая родина.

Образ малой родины у детей формируется на ярких, красочных и эмоциональных примерах славы, знакомых картинах природы. Знакомые стишки из детства, игры, заклички, песенки всё это дают ощущения малой родины.

Возраст младшего школьника является наиболее благоприятным для формирования социально-значимых качеств ребенка. Ведь именно в этот период ребенок формирует у себя в сознании такие категории, как нравственные ценности, гражданские качества. Из этого следует, что так важно в этот момент завлечь, заинтересовать ребенка деятельностью, способствующую формированию интереса к своей малой родине, родному краю.

Рeгиональная культура является настоящим символом формирования духовно-нравственного воспитания личности ребёнка, который позволяет воспитывать юных граждан на основе преемственности и развития культурно-исторических традиций нашего региона.

В настоящее время проблеме патриотического воспитания младших школьников посвящены многочисленные теоретические и прикладные исследования в области педагогики и педагогической психологии. О необходимости поиска новых подходов к патриотическому воспитанию и моделей эффективного партнерства пишут И.Е. Кузьмина и В.А. Степихова, анализирующие три основных научных подхода к интерпретации понятия «патриотизм»: средовой, социальный и духовный, которые обусловливают необходимость объединения ресурсов школы и общества в патриотическом воспитании учащихся [1].

Показателями сформированности интереса к истории малой родины являются духовно-нравственные ценности: ответственность, долг, милосердие, патриотизм, а также моральное развитие: духовные потребности, эмоциональная отзывчивость, потребность в созидании.

Слова «Страна», «Родина», «Отчизна» у нас, ассоциируются с такими образами как, родной дом, мать, отец, родные места.

С детства мы начинаем воспитывать чувство Родины у детей. Программа обучения и воспитания детей предполагает поэтапное знакомство детей: с фольклором, с национальными традициями, а также с природой, особенностями места проживания. Патриотическое воспитание детей дополняется знаниями детей о России как о родной стране, о ее государственных символах [1, с.43].

Воспитание патриотических чувств является длительным процессом, основанным на: языке, песнях, стихотворениях, музыке русского народа. В младшем школьном возрасте очень важно вложить в душу ребенка такие понятия как: честь, достоинство, человеческие ценности.

Вовлечение в их культуру происходит через национальные праздники, традиционно отмечаемые в регионе. Эстетическое воспитание младших школьников используется для развития у детей чувства красоты в процессе восхищения родной природой, произведениями искусства своего народа [2, С. 32].

Любовь к Родине начинается с любви к малому, родному краю, поселку, дому, окружающим людям.

Как известно, такое высокое чувство, как любовь к Родине должно начаться с малого, с того места, где человек родился. Изучая малую родину, ребенок познаёт мир, осознает свою значимость в нем. Ценностное отношение к Родине можно воспитать в том случае, если ребёнок может прикоснуться к её культуре, истории, героям.

В современной науке нет точного определения «Любовь к малой родине». По мнению, Ю.К. Ефремова, любовь к малой родине определяется как высоконравственное чувство, П.В. Иванов отождествляет любовь к малой родине с принципами, обеспечивающими готовность служить своей родине. Чувства любви к малой родине, по мнению ученых, вызывает чувства гражданской ответственности за судьбу родины, глубокое убеждение необходимости интересы каждого подчинять интересам общих.

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях страны и родного края, достопримечательностях малой родины мы, поможем ему установить положительное отношение с миром людей, миром природы и с самим собой.

Воспитание у младших школьников чувства патриотизма – сложный и длительный процесс. Ведь именно любовь к семье, близким, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина. В какой бы стране ребенок не рос, но все свои чувства он связывает с теми местами, где родился и вырос: с детским садиком, куда ходил ребенком, со школой, где освоил азы знаний, со своим двором и улицей.

Описание хода и методов исследования. Исследование проводилось с учениками 3 класса МБОУ ООШ с. Усть-Ужеп (Республика Тыва) в количестве 10 человек. Работа на данном этапе предполагала определение уровня развития у детей представлений и отношения к родному селу.

Для определения сформированности интереса детей к малой родине мы наблюдали за детьми в различных видах деятельности – самостоятельная продуктивная деятельность, сюжетно-ролевая игра, праздники, занятия, экскурсии на природу по местам родного села, педагогическая диагностика представлений и отношения детей к родному селу.

На основе уровней и показателей сфер личности младших школьников, определенные О.В. Солодянкиной, были определены уровни представлений и отношения детей к родному селу:

Высокий уровень. Представления ребенка о малой родине сформированы и знания систематизированы: обучающийся знает, в каком селе он живет, как называется улица, на которой он живет, узнает несколько известных мест села и может рассказать о них;

Средний уровень. Представления ребенка о малой родине нечеткие, знания сформированы плохо: ученик может сказать, как называется его село, улица, может узнать несколько известных мест своего села, но ничего не может рассказать о них; ребенок может составить небольшой рассказ о селе; немного может рассказать о том, как люди заботятся о селе, но как могут дети заботиться о селе не представляет.

Низкий уровень. Представления о малой родине у ребенка не сформированы: ребенок затрудняется ответить на вопрос, в каком селе он живет, известные места села не узнает, ребенок не может составить небольшой рассказ о селе, не знает, как люди заботятся о малой родине.

В ходе педагогической диагностики представлений детей о малой родине была проведена беседа с каждым ребенком. Дополнительно детям задаются следующие вопросы:

1. Как называется наше село? Почему?
2. Что ты рассказал бы гостю о своем селе?
3. Как люди заботятся о селе?
4. Что можешь сделать лично ты, чтобы наше село стало еще лучше?
5.Каких известных людей села ты знаешь?

Ответы детей обозначаются баллами:

2 — полный правильный ответ,
1 — неполный ответ, неточный ответ, ответ с помощью взрослого,
0 — отсутствие ответа, неверный ответ.

По окончанию исследования младших школьников выделили три уровня по количеству баллов, набранных тем или иным ребенком при выполнении заданий. От 0 до11 баллов – низкий, от 12 до 17 баллов – средний, от 18 до 24 баллов – высокий.

Таким образом мы получили количественные результаты соответствующие уровням представлений и отношения детей к родному городу.

В результате проведения диагностики начального уровня выяснилось, что 2 детей имеют высокий уровень представлений и отношения детей к родному селу (20%), 3 детей – средний (30%), 5 учеников – низкий (50%).

После получения исходных результатов нами был осуществлен эксперимент, который заключался в формировании у обучающихся системных, полных знаний об истории, традициях, культуре родного села, воспитании чувства любви, восхищения, интереса к родному краю, гордости и уважения за людей, находящихся рядом средствами русского декоративно-прикладного искусства и фольклором.

Педагогическое исследование велось на протяжении трех недель на основе исходных результатов диагностирования. Занятия и мероприятия проводились в основном с одним классом, но иногда и привлекались другие классы начальной школы.

Целью нашей работы было увеличение интереса к родному селу, его истории, традициям, сельским праздникам, культуре.

По ходу работы по формированию отношения к малой родине также решались задачи эстетического воспитания детей. Более полноценно и с большим интересом дети усваивали материал, слушая стихотворения, песни о большой и малой родине, о подвигах соотечественниках, о природе родной страны и края, просматривая фильмы о исторических местах республики.

В основе нашей работы лежит многоэтапность патриотического воспитания младшего школьного возраста, а в средства патриотического воспитания положим художественную литературу и искусство, фольклор, практическую деятельность и традиции.

Исследования младших школьников проводились в игровой форме: художественные, творческие, интеллектуальные, ценностно-ориентированные, трудовые и другие различные мероприятия. Ибо игра несёт в себе важную роль в повышении воспитательного процесса, ведь она повышает жизненный тонус детей, дает разрядку после тяжелой умственной работы, разрушает утомляющую монотонность будней.

Были использованы следующие формы работы: рассказы, экскурсии, развлечения, викторины, беседы, классные часы и т.д.

Используя житейские ситуации, мы узнаем у детей их отчество, фамилию, домашний адрес, имена и отчества родителей. Детям мы даем задания, вызывающие желание узнавать что-то новое о своем селе. Проводя беседы с детьми о семье, мы учим детей бережно хранить почетные грамоты и другие награды близких взрослых, особенно военные ордена и медали, письма из армии.

Родители учащихся всей школы стали также активными участниками нашей работы: помогали в сборе информации об истории основания села, строительства школы, делились фотографиями природы края, рассказывали о своих профессиях. Также дети с помощью родителей основали музей школьный в учреждении, где собраны фотографии родного села, природы республики, песни и стихотворения, фотографии известных односельчан, книги с иллюстрациями республики, которые дети могут свободно рассматривать в удобное для них время.

Основной целью работы по ознакомлению младших школьников с родным краем, с родным селом, с его культурой, является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живёт, учится. Знакомство с профессиями начинаем с изучения различных родов занятий, которыми занимаются родственники учащихся. Воспитываем у обучающихся гордость за результаты их труда.

Мы стараемся воспитывать у детей это чувство, руководствуясь дидактическими принципами: от близкого к далекому, от известного – к неизвестному, от простого – к сложному, от частного – к общему. Яркие впечатления о родных местах, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь, т. к. в этих образах воплощается Родина.

Ребенок, прежде всего, должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России, и только потом жителем планеты Земля. Нужно постепенно подводить ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина – то место, где он родился, привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем большая Родина – Российская Федерация.

По результатам проведенной работы с детьми можно сделать вывод, что у обучающихся расширились знания о своей малой родине, о её культуре, истории, традициях наряду с этим и о русском народном творчестве.

Полученные результаты могут быть полезны при организации работы по патриотическому воспитанию младших школьников в образовательных учреждениях.

Понимание и учет специфики патриотической воспитанности детей младшего школьного возраста позволят скорректировать как психолого-педагогические условия образовательной среды, так и целенаправленную воспитательную деятельность, касающуюся данной проблемы.


Список литературы

  1. Агапова, И.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы./ И. А. Агапова, М.И. Давыдова. – М.: Просвещение, 2016.
  2. Быков А. К. Формирование гражданско-патриотического воспитания // Педагогика. – 2017. – № 9. – С. 25.