УДК 342.9

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ И КВАЛИФИКАЦИИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ

№30,

Юридические науки

Негря Даниил Геннадьевич


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ДОЛЖНОСТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ; ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ; СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ; ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; OFFICIAL POSITION; ABUSE; SUBJECT OF AN ADMINISTRATIVE OFFENSE; OFFICIAL.


Аннотация: В статье проанализирован вопрос административной ответственности за злоупотребление должностным положением. Раскрыто понятие должностного лица, его функции. Также детально исследованы нормы действующего законодательства, регламентирующие вопросы ответственности должностных лиц. Сделаны обобщающие выводы на основе выявленной проблематики административной ответственности должностных лиц, злоупотребляющих своим должностным положением.

Действующим административным законодательством за совершение административных правонарушений предусматривается административная ответственность [4]. Лицо, которое совершило общественно-опасное деяние, является субъектом административного правонарушения, при этом такое лицо должно быть способным нести административную ответственность. Должностные лица, злоупотребляющие положением, являются одним из специальных субъектов.

Вопрос относительно изучения сущности такого понятия как «должностное лицо» довольно часто становился предметом исследования различных правоведов, ученых на протяжении практически всей правоприменительной деятельности Российской Федерации. Также, детально исследовался вопрос их правового статуса и злоупотребления должностным положением.

Так, должностное лицо подлежит административной ответственности в том случае, когда им было совершено административное правонарушение, в частности неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, что регламентировано ст. 2.4. КоАП РФ.

При этом, под должностью принято понимать неделимую структурную единицу в организации или вне организации, правовую единицу, которая замещается должностным лицом, которое должно соответствовать квалификационным требованиям. Такое лицо несет должностные обязанности, а также наделено и должностными полномочиями [5, с. 17].

В свою очередь должностным лицом является лицо, которое на временной, постоянной основе или согласно со специально установленными полномочиями осуществляет функции представителя власти. Такое лицо в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях России выполняет функции организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера.

Примечательно, что указанный термин нельзя сопоставлять лишь с государственными служащими и их правовым положением, так как в административном законодательстве сегодняшнего дня «должностное лицо» обладает куда более широким значением. На физических лиц, которые наделены в юридическом лице функциями организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера также распространяется статус должностного лица. При этом, форма собственности и подчиненности не имеет значения. В том числе данный статус распространяется на индивидуальных предпринимателей [6, с. 42].

Непосредственное руководство коллективом, подбор кадров и их последующая расстановка, делегирование полномочий, организация труда подчиненных, формирование дисциплины и ее поддержание, применение дисциплинарных взысканий или наоборот применение мер поощрения сотрудников все это организационно-распорядительные функции, которые должностное лицо может осуществлять временно либо же на постоянной основе.

Функции, которые заключаются в управлении денежным средствами и имуществом или их распоряжением, относятся к административно-хозяйственным функциям. Это касается того имущества и денежных средств, которые находятся на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений. В том числе к указанным функциям относятся и иные действия. Так, должностное лицо может принимать решение относительно начисления премий и заработной платы, а также контролировать процесс движения материальных ценностей, устанавливать порядок, согласно которому они будут храниться.

Как было отмечено ранее за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей законодателем предусмотрено привлечение к административной ответственности. Главой 15 КоАП РФ объединены юридические составы административно-налоговых правонарушений, где должностное лицо является субъектом правонарушения [7, с. 173].

Юридические составы, в зависимости от того, кто является субъектом правонарушения можно квалифицировать на такие виды:
а) те, которые устанавливают ответственность должностных лиц;
б) лиц, которые приравнены к должностным лицам.

Важно отметить, что административный проступок должностного лица является также и нарушение данным лицом установленных служебных правил. Фактически он является дисциплинарным проступком. Таким образом, возникает вопрос относительно того, могут быть на виновное должностное лицо применено сразу административное и дисциплинарное наказание, допустимо это или нет. Проблематичным является также решение вопроса при ситуациях, когда должностное лицо злоупотребляет своим должностным положением.

Законодатель до конца не решил данный вопрос. Примечательно, что согласно действующему законодательству уголовная ответственность не может сочетаться с административной и дисциплинарной. При этом, действующим законодателем не предусмотрен запрет на то, чтобы к правонарушителю была применены дисциплинарная вместе с административной ответственностью одновременно. Следовательно, в каждой отдельно взятой ситуации при кумуляции дисциплинарных и административных правонарушений целесообразен выбор правоприменителем санкций, содействующих более плодотворному развитию отношений, которые он охраняет [7, с. 174].

Примечательно, что не только действующее административное законодательство предусматривает административную ответственность за проступки должностных лиц, но также и отдельные федеральные законы.

Несмотря на то, что в статьях 289-306 Бюджетного кодекс [2], которым регламентированы виды правонарушений бюджетного законодательства не указано такое понятие, как «должностное лицо», тем не менее, в указанных случаях в качестве возможного правонарушителя обозначены наделенные государственно-властными полномочиями лица, а также руководители хозяйственных и муниципальных органов. В том числе, законодатель установил, что правонарушителем могут выступать иные лица, которые осуществляют функции должностных лиц в том смысле, как предусмотрено дефиницией должностного лица, что содержится в примеч. 1 к ст. 285 УК РФ [1].

Государственные и муниципальные должностные лица относятся к правонарушителям должностным лицам. Зачастую за правонарушение налогового законодательства применяются санкции к должностным лицам коммерческих организаций.

В отличие от административного законодательства, бюджетное и налоговое законодательство не предусматривает возможность дифференциации наказаний, которые были совершенны должностными лицами и лицами, которые не наделены правомочием должностного лица. Это касается случаев, когда выявляются обстоятельства, которые отягчают ответственность за совершение налогового правонарушения. Примечательно, что может быть принято во внимание случаи, когда указанный проступок был совершен лицом повторно, то есть когда к лицу уже были применены налоговые санкции [5, с. 19].

Подводя итоги, отметим, административная ответственность должностных лиц, зачастую, является результатом противоправного бездействия, а реже, когда это было непосредственное злоупотребление должностным положением. Иными словами, когда нарушитель не соблюдал своих должностных обязанностей или от их исполнения уклонялся, в результате чего было допущено наступление общественно опасных последствий. А при злоупотреблении должностным положением лицо осознанно совершает действия, которые также приводят к наступлению общественно опасных деяний.


Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Собрание законодательств РФ. 03.08.1998 г. № 31. Ст. 3823.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 31.08.1998 № 146-ФЗ (ред. от 23.11.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.11.2020) // Собрание законодательств РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // Собрание законодательства РФ. 01.07.2002 г. № 1 (часть I). Ст. 1.
  5. Самигуллина Э.Ф. К вопросу об административной ответственности должностных лиц // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2014. – С. 17-21.
  6. Суменков С.С. Злоупотребление доминирующим положением: проблемы состава административного правонарушения // Научный вестник Омской академии МВД России. – 2017. – № 2 (65). – С. 42-48.
  7. Ширинян Р.В. Актуальные проблемы реализации института административной ответственности должностных лиц / Р.В. Ширинян // Молодой ученый. – 2020. – № 40 (330). – С. 173-176.