УДК 349.2

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

№30,

Юридические науки

Сычев Максим Сергеевич


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС; ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ; ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА; ГРАЖДАНСТВО; ПРАВОСПОСОБНОСТЬ; ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ПРАВООТНОШЕНИЯ; ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS; FOREIGN CITIZENS; STATELESS PERSONS; CITIZENSHIP; LEGAL CAPACITY; RESPONSIBILITY; LEGAL RELATIONS.


Аннотация: В настоящей публикации автором определяются особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Определяется, в чем состоит различие между статусом указанных лиц и статусом гражданина Российской Федерации.

Административно-правовой статус может быть классифицирован на основании такого критерия, как статус субъекта, которому он принадлежит, а именно выделяют:
— административно-правовой статус личности, принадлежащий абсолютно каждому человеку;
— административно-правовой статус гражданина, который определяется гражданством, то есть устойчивой правовой связью лица с государством, что проявляется в наличии взаимных прав и обязанностей.

Итак, общий административно-правовой статус принадлежит всем, независимо от таких критериев, как пол, возраст, образование, политические взгляды. В отличие от него, особый административно-правовой статус устанавливается в отношении только определенных категорий лиц.

Установим различия административно-правового статуса граждан Российской Федерации и лиц без гражданства, которые состоят в следующем:
1. Получая разрешение на въезд на территорию Российской Федерации, у иностранного гражданина возникает ограниченная правоспособность, а по прибытию в Российскую Федерацию – полная.
2. Права и обязанности иностранных граждан, по сравнению с правами и обязанностями граждан Российской Федерации, ограничены, поскольку они не могут избирать и быть избранными, находиться на отдельных территориях, т.д.
3. В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства применяется такая специфическая мера, как административное воздействие, а также сокращен срок их пребывания на территории Российской Федерации.

Что касается ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, то они привлекаются к ней на общих основаниях, а исключение составляют случаи привлечения к ответственности лиц, имеющих некие законодательные привилегии и иммунитет.

Иностранные граждане и лица без гражданства обладают особым административно-правовым статусом. Это отличает их от иных субъектов административных правоотношений – граждан Российской Федерации, военнослужащих, индивидуальных предпринимателей. Особый статус иностранных граждан и лиц без гражданства дает им возможность быть субъектами административных правоотношений, предоставляет возможность обладать правами и исполнять обязанности в управленческой сфере.

Если у гражданина Российской Федерации имеется гражданство и другого государства, то это не может служить основанием для лишения его определенных прав и освобождения от исполнения каких-либо обязанностей. Исключением из указанного правила являются случаи, предусмотренные международными договорами, заключенными Российской Федерацией. В соответствии с отмеченным принципом, иностранные граждане и лица без гражданства обладают всей совокупностью прав и свобод, предоставленных действующим российским законодательством. Также на них возложены и обязанности, предусмотренные Основным законом Российской Федерации, иными федеральными законами, и предоставлены все способы защиты их прав и законных интересов от нарушений и незаконных посягательств [6, с. 67].

В целях более точного установления особенностей правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, необходимо провести их классификацию, распределив их всех на определенные подгруппы.

За основу классификации иностранных граждан и лиц без гражданства можно взять такие из критериев, как срок пребывания на территории Российской Федерации, цель пребывания (туризм, работа, обучение), страна, из которой прибыл этот гражданин и т.д.

В действующем законодательстве имеет место иммунитет от административной юрисдикции Российской Федерации, и лица, которые ею обладают, перечислены исчерпывающим образом в федеральных законах. В Кодексе об административных правонарушениях РФ перечислены виды административных правонарушений, субъектом которых может выступать исключительно иностранный гражданин или лицо без гражданства [5, с. 84].

Итак, особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, исходя из анализа действующего законодательства, заключаются в следующем. Иностранным гражданам не предоставлены следующие права в сфере публичного управления:
— избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, принимать участие в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ;
— быть принятым на государственную службу, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и международными договорами РФ;
— принимать участие в политической деятельности партий;
— заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен в соответствии с действующим законодательством.

Иностранные граждане не могут быть призваны также на военную службу или на альтернативную гражданскую службу [4].

После получения гражданства Российской Федерации им будут предоставлены все из перечисленных прав. Так, в качестве примера приведем ситуацию, когда боец смешанных единоборств Джефф Монсон, который получил гражданство Российской Федерации, спустя три месяца после этого стал депутатом городского парламента подмосковного Красногорска в сентябре 2018 года [3].

Если имеются основания, перечисленные в Федеральном законе «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть запрещен въезд на территорию Российской Федерации.

Осуществление иностранными гражданами или лицами без гражданства трудовой деятельности допустимо только в том случае, если у них имеется на это разрешение, выданное в установленном законом порядке – трудовой патент.

Нахождение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации допустимо только в пределах сроков, отведенных им для проживания или временного пребывания, что подтверждается выданными им документами уполномоченными государственными органами – Главным управлением по вопросам миграции, которая находится в подчинении Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Указом Президента № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» [1].

Также иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые временно проживают на территории Российской Федерации, не имеют права по собственному желанию изменить место своего проживания в границах субъекта РФ, на территории которых им выдано разрешение на временное проживание, выезжать за пределы места проживания вне пределов данных субъектов РФ [7, с. 33].

Что касается административно-публичной сферы, то в ней иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставлены такие специальные обязанности:
— зарегистрироваться в территориальном органе Главном управлении по вопросам миграции МВД РФ в течение трех рабочих дней с момента прибытия на территорию Российской Федерации; ежегодно повторять регистрацию в этом же органе, что относится к лицам, которые временно или постоянно проживают на территории Российской Федерации;
— выехать за пределы Российской Федерации, когда срок действия визы исчерпан, а также в случаях, когда срок их проживания или пребывания на территории Российской Федерации был сокращен, или же вовсе документы, подтверждающие это право, аннулированы;
— соблюдать предусмотренные действующим законодательством ограничения, установленные в отношении их, на территории Российской Федерации [2, с. 41].

Таким образом, отметим, что на территории Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства предусмотрен национальный режим, включающий отдельные элементы специального режима. Отмеченная особенность занимает ключевую позицию при характеристике их административно-правового статуса, некоторым образом отличающегося от административно-правового статуса граждан Российской Федерации.


Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 (ред. от 15.05.2018) «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» // Собрание законодательства РФ. – 2016. — № 15. – Ст. 2071.
  2. Анисимова И.А. Тенденции развития административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства // Отечественная юриспруденция. – 2017. — № 6. – С. 41.
  3. Кузнецова Е. Боец Джефф Монсон стал депутатом в России // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/10/09/2018/5b9662dc9a79470fa272f5d5 (дата обращения: 20.09.2020).
  4. Лесовик И.В. Теоретические аспекты правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации // Вестник Воронежского института МВД России. – 2007. — № 6. – С. 11.
  5. Понежин М.Ю., Понежина Л.Ю. Некоторые особенности привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к административной ответственности // Юрист-Правовед. – 2015. — № 2 (69). – С. 84.
  6. Сарангова М.П. О правовом статусе иностранных граждан в Российской Федерации // Вопросы российского и международного права. – 2018. – Том 8. — № 1А. – С. 67.
  7. Цыганков А.В. К вопросу об основных проблемах законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации/А.В. Цыганков// Журнал научные ведомости Белгородского государственного университета, 2011. № 14 (109). – С. 33.