УДК 373.31

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

№27,

Педагогические науки

Кустова Ирина Владимировна


Ключевые слова: ИГРА; ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; УЧИТЕЛЬ; ЗНАНИЯ; СПОСОБНОСТИ; GAME; GAME TECHNOLOGIES; EDUCATIONAL ACTIVITIES; TEACHER; KNOWLEDGE; ABILITIES.


Аннотация: Настоящая статья посвящена игровым технологиям на уроках начальной школы. В своей работы мы определили степень важности сочетания учебной и игровой деятельности в процессе познания. В статье сформулированы основные аспекты игровых технологий, как для учителя, так и для учеников. В заключении мы описали условия, необходимые для эффективного внедрения игровых технологий в учебный процесс.

Целенаправленное обучение ребенка начинается в начальных классах. Именно в этот период ведущей деятельностью становится учеба. В дошкольном возрасте основой деятельностью оставалась игра.

Однако важно отметить, что учебная деятельность как ведущая не формируется в одночасье. Это сложный длительный процесс. Именно поэтому на протяжении всего периода обучения с детьми работают не только педагоги, но и психологи. Их основной задачей становится выявление особенностей каждого ребенка. То есть учитель начальных классов не только учит ребенка, но и всеми возможными способами раскрывает личность школьника. В том числе с помощью игровых технологий на уроках. Именно поэтому актуальность темы нашего исследования не вызывает сомнения. Ведь в течение всего обучения в начальных классах происходит формирование определенных психических свойств ребенка. А также развиваются такие качества как самооценка, инициативность и пр.

Применение игровых технологий на уроках делает познавательный процесс более доступным для младших школьников. Благодаря элементам игры в процессе обучения материал усваивается детьми легче и практически не забывается. Это связано с тем, что сочетание двух видов деятельности: учебной и игровой делают процесс познания занимательным для ребенка. Как показывает практика, знания, полученные в такой форме, остаются надолго.

Роль игры в учебном процессе чаще всего определяет учитель. Он выбирает оптимальный вариант сочетания элементов игры с учебным процессом. Исследования отечественных ученых доказывают, что применение игровых технологий на уроках в начальных классах не только увеличивает интерес детей к новому, но и раскрывает их творческий потенциал.

Эффективное сочетание дух видов деятельности не способно вызвать переутомление у младших школьников. Кроме этого у детей развивается учебная мотивация и происходит «зарождение» интереса к знаниям, новой информации. После окончания начальной школы дети становятся более аккуратными, стараются доводить начатое ими дело до логического завершения.

Одним из популярных способов внедрения игровых технологий в учебную деятельность является работа в группах. На данном этапе очень важно научить ребенка слушать другое мнение, воспринимать критику, анализировать чужие ошибки. Также работа в небольших группах способна развить в ребенке навыки публичных выступлений. Таким образом, с помощью игровой деятельности учитель заинтересовывает ребенка и вовлекает в мир новых знаний и научных открытий.

Одной из особенностей сочетания игры и учебы является способность детей достигать поставленной задачи. Такой навык необходим им в дальнейшем. Ведь для достижения поставленной цели важно выполнить определенные последовательные задачи.

Следует отметить основные аспекты, которые доступны учителю начальных классов благодаря внедрению игровой формы деятельности. Во — первых, появляется возможность раскрыть творческий потенциал школьника. Во – вторых, возможен учет психологических и эмоциональных особенностей ребенка. В – третьих, сформировать систему мотивации для детей. И, наконец, учебный процесс можно организовать в нетрадиционной форме.

Для учеников начальных классов учебная деятельность с элементами игры также имеет ряд преимуществ. Например, развитие коммуникационных навыков; максимальная вовлеченность в учебный процесс; возможность выражать свое мнение. Также младшие школьники обучаются навыкам совместной деятельности. Ведь игра обладает не только развлекательной функцией, но и коммуникативной. Именно поэтому учебный процесс чаще всего включает игровые технологии. Таким образом, происходит социализация детей. Они учатся помогать друг другу, совместно принимают решения, но в тоже время имеют возможность выразить свое мнение.

В современной школе только сам учитель принимает решение: что с помощью игры предложить ученикам. Игровая деятельность может быть использована в процессе освоения базовых терминов и понятий. Иногда целесообразно применение игровых технологий для освоения конкретной темы или ее составной части. Также игровые формы могут применяться для закрепления учениками новой информации. Игровая деятельность в большинстве случаев применяется при внеклассной работе с учениками.

Важно отметить, что применение игровых технологий требует соблюдения определенных условий. Во – первых, важно помнить о том, что игровая деятельность строиться по принципу: от простого к сложному. Этот относиться к самой деятельности и к ее правилам. Они должны быть понятны и просты для выполнения младшими школьниками. Во – вторых, продолжительность игр увеличивается также постепенно. В – третьих, очень важно выстраивать игру в учебном процессе с учетом возрастных особенностей детей.


Список литературы

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2015.
  2. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В. Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016.
  3. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б.Плешакова // Современные проблемы философского знания. Пенза, 2017.