УДК 372.862

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

№25,

Педагогические науки

Яковлев Алексей Сергеевич


Ключевые слова: ОБУЧЕНИЕ; ПРОЦЕСС; ИНТЕРАКТИВ; КОММУНИКАЦИЯ; ИГРА; МАТЕРИАЛ; TRAINING; PROCESS; INTERACTIVE; COMMUNICATION; GAME; MATERIAL.


Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме применения ФГОС в школьной практике обучения технологии. Автор обратил особое внимание на технологию интерактивного обучения, ее специфику, функции, эффективность использования на уроках. В статье подробно описаны конкретные примеры проведения уроков технологии на основе интерактивной технологии, их цели, задачи, этапы, достигнутые результаты..

Использование интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Интерактивные технологии обучения — это такая организация учебного процесса, при которой студент не может не участвовать в коллективе, взаимоподкрепляющем, основанном на взаимодействии всех его участников в процессе обучения.

Интерактивный («Интер» является взаимным, означает действовать) — значит взаимодействовать, находится в режиме разговора, общения с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом, а также на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

В реализации интерактивного обучения все учащиеся участвуют в процессе познания, организуется совместная деятельность учащихся с преподавателем и другими учащимися, обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие коммуникативных навыков учащихся (вербальное и невербальное общение), взаимопонимание, взаимодействие. Во время интерактивного обучения студенты учатся:
● мыслить критически,
● решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации,
● взвешивать разные мнения,
● принимать обоснованные решения,
● принимать участие в дискуссиях,
● общаться с другими людьми.

Место учителя на интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся по достижению целей урока.

Интерактивные методы обучения включают в себя:
● работать в парах,
● ротационные (сменные) тройки,
● «Карусельный метод»,
● работа в малых группах
● «Аквариумный метод»,
● «Мозговой штурм»,
● «Броуновское движение»,
● «Древо решений»,
● различные ролевые (деловые) игры,
● метод пресс-конференции,
● дискуссия или «метод взаимного обучения» и многие другие.

Каждый учитель может самостоятельно придумывать новые формы работы с классом, применять новые методы и приемы обучения. Часто используется парная работу в классе, когда студенты учатся задавать вопросы друг другу и отвечать на них. На школьной практике я использовал такие интерактивные методы обучения, как «Карусель», «Броуновское движение», «Дерево решений», ролевые игры, интерактивные диктовки.

Метод «Карусель» состоит в том, что учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Внутренний круг — это студенты, сидящие неподвижно, а во внешнем круге студенты меняются через определенный промежуток времени. Например, дети внутреннего и Для внешних кругов предлагается несколько карточек с заданиями на одно написание. Ученики внутреннего круга получают в первой карточке, например, следующее задание:
Обоснуйте, почему для изготовления этого изделия лучше всего использовать берёзу.

После объяснения своего назначения однокласснику, который работает во внешнем круге, ученик из внутреннего круга слушает объяснения своего оппонента, который получает задание, подобное:
Из какого материала вы бы изготовили стул. Объясните, почему вы выбрали именно этот материал.

После смены партнеров все ученики берут вторую карточку с заданием, аналогичным первому, и весь алгоритм повторяется снова.

Метод броуновского движения предполагает перемещение учащихся по всему классу для сбора информации по предложенной теме. Например, при изучении темы «Столярные инструменты» школьников можно попросить найти вещи, предметы в мастерской (в то время как на столах, стенах, подоконниках, дверях, шкафах висит много разных материалов: фотографии, ребусы, загадочные карточки, которые относятся к теме или нет) и пишут в блокноте что они нашли. Каждый ученик должен найти эти слова в классе, записать их (в то время как передвижение по классу разрешено). После этого, можно провести самопроверку. Для этого продемонстрируйте изображения этих слов и их правописание. Важно написать на доске больше слов по этому вопросу, чем было задано, например, в 10. Затем вы можете предложить студентам списать слова, которых у них нет.

Метод «дерева решений» состоит в том, что класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учащихся. Каждая группа обсуждает проблему и делает пометки в своем «дереве» (лист ватмана), затем группы меняются местами и добавляют свои идеи на деревья соседей. Затем в группах происходит обмен и взаимная проверка выполненных задач.

При работе с малознакомыми словами можно использовать метод аналогий и ассоциаций, в этом случае помощником может быть этимологический словарь, который сделает запоминание графического вида слова не механическим, а осмысленным. Этимологический словарь содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает уточнить исторический состав слова. Часто обращение к истории слова позволяет нам понять его современное написание. Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор детей. Использование различных видов работы над малознакомыми словами дает положительные результаты.

Современные технические учебные пособия также способствуют созданию интерактивной среды, в которой развивается запоминание. Например, на уроках вы можете использовать компьютерную презентацию.
1. Создание заметок и заметок поверх изображений, отображаемых на экране (заметки могут делать как сами дети, так и учитель).
2. Совместная работа над документами, таблицами или изображениями (например, на уроке может быть показана таблица, которая в целом собрана во время обсуждения).
3. Изменение текста на слайдах, отображаемых на экране.
4. Демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса (один ученик может делать домашнее задание на компьютере, и на уроке это проверяется всеми, и ребята проверяют свои записи с работой этого ученика. повышает наглядность при проверке домашнего задания на уроке).

Систематическая и целенаправленная работа над ошибками способствует воспитанию у детей бдительности, ответственному отношению к работе и желанию правильно изготавливать изделия. Цель данной работы — объяснить допущенные ошибки при работе, закрепить навыки правильного использования инструментов, дать школьникам возможность самостоятельно работать над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.

Для работы над ошибками в интерактивном режиме вы можете использовать различные игровые приемы.

Все вышеперечисленные интерактивные методы и приемы могут предотвратить ошибки, развить бдительность, навыки работы с инструментами, самоконтроль, рефлексивные навыки. Интерактивные технологии формируют навыки и личностные ценности студентов, создают атмосферу общности, творческого взаимодействия.


Список литературы

  1. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения : учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова ; под ред. Т. С. Паниной. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 176 с.
  2. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учебное пособие / А. П. Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — 192 с.