УДК 37

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

№25,

Педагогические науки

Непомнищая Ксения Григорьевна


Ключевые слова: ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; САМООЦЕНКА; ФОРМИРОВАНИЕ; ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ; PRIMARY SCHOOL CHILDREN; SELF-ASSESSMENT; FORMATION; EMPIRICAL RESEARCH.


Аннотация: В статье раскрываются результаты эмпирического исследования особенностей формирования самооценки у детей младшего школьного возраста.

Исследование самооценки всегда было объектом повышенного внимания как зарубежных, так и отечественных психологов. Особую актуальность эта проблема приобрела в последние годы в связи с требованиями к качеству образования, в достижении которого немаловажное значение отводится личности учащегося. Самооценка не только оказывает влияние на становление индивидуально-личностных особенностей детей, но и выступает одним из важнейших психологических факторов формирования учебной деятельности учащихся. Вопросы, связанные с ее развитием, входят в круг ключевых проблем различных отраслей психологической науки и практики.

С психологических, педагогических и социальных позиций исследованием самооценки как ведущего компонента самосознания личности занимались А. И. Липкина, И. И. Чеснокова, И. С. Кон, Р. Бернс, А. А. Реан и другие.

А.И. Липкина отмечает, что самооценка является одним из компонентов процессов, которые принадлежат к наиболее устойчивым характеристикам личности и формируют самосознание [4].

По мнению А.А. Реана, при наличии самооценки человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя и других людей, с которыми приходится находиться в непосредственном контакте. Таким образом, основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. При этом движущим механизмом развития самооценки служит мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху [5].

Б. Г. Ананьев, считая самооценку наиболее сложным результатом сознательной деятельности ребенка, говорит о том, что ее исходные формы являются прямым отражением оценок взрослых, а подлинная самооценка появляется тогда, когда она наполняется новым содержанием, благодаря «личному участию» в ее производстве самого ребенка [1].

Наибольший интерес в развитии самооценки имеет младший школьный возраст. Это сензитивный период для формирования и развития самооценки.

Л.И. Божович отмечает, что «это особый возраст, который обеспечивает интенсивное развитие всех качеств личности. В этот период начинается социальное и личностное развитие ребенка, его вхождение в жизнь общества. Ребенок получает определенный социальный статус, меняются интересы и ценности» [2].

А.В. Захарова указывает, что «в младшем школьном возрасте ребенок представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. Он осознает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая общепринятые коллективные знаки (речь, ноты, цифры и др.), понятия, знания, идеи, которые существуют в обществе. Самосознание младшего школьника развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями относительно окружающего мира и самого себя» [3].

Ученые Л.И. Божович, А.И. Липкина, М.И. Лисина выделяют несколько основных факторов, влияющих на формирование самооценки младшего школьника:
1. Мнение родителей, стиль домашнего воспитания. Адекватная высокая или адекватная устойчивая самооценка у детей формируется в том случае если внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью, если родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает».
2. Оценка учителя и навыки учебной деятельности. Данный фактор обусловлен невозможностью формирования учебной самостоятельности без контроля и оценки, в том числе и самооценки. И.В. Шаповаленко ставит самооценку школьника на первый план, поскольку считает ее обязательным условием формирования самостоятельности школьника и дальнейшего развития личности. Учитель же, со своей стороны, оценивая деятельность учащихся, должен способствовать становлению их объективной самооценки. Таким образом, оценочная составляющая становится внутренней мотивацией школьника на освоение учебно-познавательного материала [6].
3. Оценка товарищей. Для дальнейшего развития умения объективно оценивать собственные знания, ребенок должен научиться объективно оценивать знания одноклассников, занимая позицию учителя. Обучение школьников объективной оценке своих знаний невозможно, без их обучения объективно оценивать знания своих одноклассников.
4. Собственный жизненный опыт. Самооценка складывается непосредственно под воздействием жизненного опыта, являясь результатом пережитых человеком своих успехов или неудач. Именно поэтому важно, прежде всего, привить школьникам навыки анализа причин, способствующих их успеху или неудаче в конкретной ситуации, научить делать выводы и строить свою дальнейшую деятельность с учетом полученных выводов.

Таким образом, самооценка опосредует отношение младшего школьника к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Социум является одним из основных факторов, влияющий на формирование самооценки. Формирование у учащихся адекватной самооценки обусловлено учебной и воспитательной деятельностью.

Исследование проводилось на базе МБОУ Белоярская СОШ, в 3 «А» классе. Общее количество детей, принимавших участие в исследовании, составило 26 человек: 13 младших школьников – экспериментальная группа и 13 детей – контрольная группа. Возраст испытуемых 8-9 лет. Для решения поставленных целей и задач исследования, мы использовали следующие методики: методика «Три оценки» (автор А.И. Липкина), направленная на выявление уровня самооценки младших школьников; методика исследования самооценки Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейна (в модификации А.М. Прихожан); методика «Лесенка» (автор Т.Д. Марцинковская), с помощью которой исследуется уровень самооценки и адекватности самовосприятия.

По результатам проведенной методики «Три оценки» можно сделать следующий вывод: завышенная самооценка была выявлена у 5 детей (42%) экспериментальной группы и у 6 детей (45%) контрольной группы. У 6 младших школьников (39%) экспериментальной группы и у 5 учащихся (35%) контрольной группы была выявлена адекватная самооценка. Заниженную самооценку имеют 2 ребенка (19%) экспериментальной группы и 2 младших школьников (20%) контрольной группы.

Таким образом, у большинства младших школьников была выявлена завышенная самооценка.

Результаты методики Дембо-Рубинштейн показали, что завышенная самооценка была выявлена у 5 детей (38%) экспериментальной группы и у 5 детей (40%) контрольной группы.

У 7 младших школьников (54%) экспериментальной группы и у 6 учащихся (50%) контрольной группы была выявлена адекватная самооценка.
Заниженную самооценку имеют 1 ребенок (8%) экспериментальной группы и 2 младших школьника (10%) контрольной группы.

Таким образом, по результатам исследования самооценки младших школьников по методике Дембо-Рубинштейн у большинства учащихся адекватная самооценка.

На заключительном этапе эмпирического исследования была проведена методика «Лесенка» Т.Д. Марцинковской. Были получены следующие результаты: у детей преобладает адекватная самооценка, которая была выявлена у 8 детей (61%) экспериментальной группы и у 7 детей (55%) контрольной группы — эти дети реально оценивают ситуацию.

Заниженная самооценка у 1 ребенка (8%) экспериментальной группы и у двух детей (10%) контрольной группы.

Завышенная самооценка у 4 детей (31%) экспериментальной группы и у 5 детей (35%) контрольной группы.

Таким образом, по результатам проведенной методики «Лесенка» у большинства учащихся адекватная самооценка.

Таким образом, анализируя все наше исследование, можно выделить следующие ключевые моменты:
1) у младших школьников преобладает завышенная и адекватная самооценка;
2) стоит обратить внимание на детей с завышенной самооценкой, хоть это и является нормой для младшего школьного возраста, но эти дети нуждаются в коррекции самооценки;
3) есть дети, которые требуют особого внимания со стороны педагогов, родителей и психолога – это дети с заниженной самооценкой.


Список литературы

  1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1980. — Т. 2 / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. — 1980. — 286 с.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с.
  3. Захарова А.В. Исследование самооценкимладшего школьника в учебной деятельности / Т.Ю. Андрущенко, А.В. Захарова // Вопросы психологии. — 2001. т. 43, №3. — с. 13 — 19.
  4. Липкина, А. И. Самооценка школьника. — М.: Изд-во «Знание», 1976. –64с.
  5. Реан А. А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. — СПб., Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 288 с.
  6. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт. 2016. — 186 с.
  7. http://diplomba.ru/work/110029