УДК 37

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№25,

Педагогические науки

Конюхова Резеда Расуловна


Научный руководитель: Газизова Ф.С., канд. пед. наук, доцент, Елабужский институт (филиал) КФУ.


Ключевые слова: СЕМЬЯ; РЕБЕНОК; РОДИТЕЛИ; ЛИЧНОСТЬ; РАЗВИТИЕ; FAMILY; CHILD; PARENTS; PERSONALITY; DEVELOPMENT.


Аннотация: Целью данной работы является изучение проблемы детско-родительских отношений, как фактора влияния на развитие ребенка. Задачи, решаемые в этой статье: во-первых, изучить особенности детско-родительских отношений; во-вторых, рассмотреть стили педагогического общения. А также ставится задача изучить виды детско-родительского взаимодействия в дошкольном возрасте.

Актуальность проблемы детско-родительских отношений и их воздействия на ребенка сохраняет свою значимость и остроту на всех этапах развития науки. Особое внимание необходимо уделить авторам, труды которых известны во всем мире. Это Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и другие.

Дошкольное детство, несомненно, является важнейшим этапом развития ребенка. Это период формирования характера ребенка, его мировоззрения, становления личности. Именно поэтому так важны правильно формирующиеся отношения родителей и детей.

Воспитание детей является для семьи первостепенной и далеко не простой задачей. Подходить к решению этой задачи родители должны ответственно, понимая цену своим ошибкам и просчетам. Создание в семье благоприятного микроклимата, формирование отношений, основанных на любви и доверии, способствуют правильному физическому и духовному развитию маленького человека. Влияние семьи, особенно на начальном периоде, играет огромную роль и превышает другие воспитательные воздействия. Чем благополучнее семья, чем больше внимания и времени родители уделяют воспитанию своего ребенка, тем лучше качество физического, психического, духовного, нравственного, трудового, интеллектуального и эмоционального воспитания личности.

Содержание понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе однозначно не определено. Во-первых, оно представляется как подсистема семейных отношений, включающие в себя взаимосвязанные, но не равнозначные отношения: родителей к ребенку – родительское отношение и отношение ребенка к родителям. Во-вторых, эти отношения понимают, как взаимоотношения, активное взаимодействие родителя и ребенка.

Детско-родительские отношения, возникающие в процессе становления личности ребенка, имеют определенную специфику и характеризуются относительной непрерывностью и длительностью во времени и эмоциональной значимостью для ребенка и родителей. Под родительским отношением понимают «систему» родительского отношения к ребенку, восприятие ребенком родителем и способов поведения. Таким образом, должна образоваться прочная взаимосвязь – взаимоотношения родителей и ребенка, что всегда подразумевает обратную связь [3].

Для ребенка родители являются первой и основной социальной средой, обеспечивающей удовлетворение его основных потребностей, в том числе, любви, заботе и защищенности. Семья представляет собой социальную группу, где есть субъект (родитель) и объект влияния (ребенок). Семейное воспитание – сложная система, базирующаяся на определенных принципах воспитания личности ребенка. Качество и результат семейного воспитания зависят от совокупности факторов, таких как: образ жизни, уровень культуры и образования, родительского представления о воспитании и т.д. Стиль семейного воспитания является своеобразной характеристикой личности родителя.

В современной психолого-педагогической литературе при наиболее общем подходе выделяют три разновидности стиля педагогического общения, (предложенные еще К. Левином): авторитарный (или автократический), демократический и свободный (иногда его называют анархическим, попустительским, либеральным) [1].

Рассмотрим более подробно эти стили:
1. Авторитарный подразумевает быстрое достижение поставленных целей и максимальную результативность, этот стиль имеет ярко выраженные установки. Используется методика ограничений и запретов, строгая форма взаимоотношений и наказания за непослушание.
2. Либеральный. Посредством такого стиля реализуется тактика невмешательства, в основе которой лежат равнодушие и незаинтересованность.
3. Демократический стиль является одной из самых эффективных форм взаимодействия и подразумевает установку индивидуальных контактов, наполненных взаимоуважением и доверием.

А.В. Петровский выделяет следующие типы семейных взаимоотношений: диктат, опека, мирное сосуществование на основе невмешательства, сотрудничество. Рассмотрим их подробнее [5]:
1. Диктат характеризуется тем, что во главу угла ставятся требования и правила, которые родители «вводят» в жизнь ребенка с помощью приказа, насилия, угроз и других жестких мер. В результате ломается воля ребенка, на корню «вянет» стремление к самостоятельности, инициативе, топчется личное достоинство. Результаты такого воспитания – страх, лицемерие, ложь, вспышки грубости».
2. Опека – на первый взгляд прямо противоположна диктату, ребенок освобождается от «лишних» требований и трудностей. Но, по сути, это тоже диктат, т. к. результаты воспитания во многом совпадают».
3. Спокойное существование на основе невмешательства – довольно популярная тактика в современных семьях, где родители соответствуют принципу: дети обязаны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными и ответственными за свою жизнь людьми. Отсюда – минимум требований, правил, норм поведения. Зачастую, это семьи, где взрослые заняты своими проблемами и рабочими делами, где мать и отец «оберегают» свой покой, занимают позицию невмешательства. Результат такого воспитания – отторжение родителей и детей.
4. Сотрудничество обуславливается равновесием любви, уважения и требовательности к ребенку и другим членам семьи. Ребенку прививают веру в собственные силы, возможности, достижения. Такая помощь родителей направлена на развитие у ребенка внутреннего контроля над своим поведением».

Минияров В. М. выделил 6 стилей семейного воспитания [4]:
1. Попустительский, в процессе, которого формируется конформный тип личности. Родители непоследовательны в проявлении своих чувств к ребенку. Часто склонны к построению спекулятивных отношений. Родители строят свои способы взаимоотношений на выгодных для них условиях, непроизвольно культивируя у ребенка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими.
2. Состязательный, в процессе, которого формируется доминирующий тип личности. Родители в своем ребенке видят суперличность. Их мало волнуют человеческие качества ребенка, главное, как он должен выглядеть в обществе. Поэтому всегда следят за внешним видом ребенка, обучают хорошим манерам и этикету, требуют их демонстрации в обществе.
3. Рассудительный, в процессе, которого формируется сензитивный тип личности. Как правило, ровные и спокойные взаимоотношения как между равными личностями. Ребенок наравне с взрослыми принимает участие и является полноправным членом при решении множества семейных ситуаций. Родители четко следят за тем, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось, как членами семьи, так и посторонними людьми.
4. Предупредительный, в процессе, которого формируется инфантильный тип личности. Родители полностью покорны ребенку, они не чают души в нем и готовы отдать все, чтобы он не испытывал трудностей, которые они испытали сами. Ребенок с раннего детства лишен самостоятельности, вплоть до подросткового возраста родители не отпускают его от себя. Ребенок практически безразличен к нравственным принципам, ведет себя так, как члены той социальной группы, в которой он находится.
5. Контролирующий, в процессе, которого формируется тревожный тип личности. Родители считают, что явно проявляемая любовь к ребенку только его балует, делает неуправляемым. Ласкают ребенка очень редко, в основном предъявляют к нему высокие требования, требуют постоянного контроля за действиями ребенка. Если родители и предоставляют ребенку свободу действия, то все равно косвенным путем следят за его поведением. Запрет на свободную деятельность вызывает протест у ребенка и усиливает хаотический поиск способов скрыться из-под контроля родителей.
6. Сочувственный, в процессе, которого формируется интровертивный тип личности. Родители любят своего ребенка, но никогда не балуют. Все тяготы жизни они разделяют с ним, но по возможности стремятся уберечь от перегрузок как физических, так и психологических. В силу постоянной занятости родителей ребенок с раннего возраста предоставлен сам себе, мало общается со сверстниками. В новых условиях ребенок резко замыкается, длительное время ко всем присматривается, ни с кем не хочет общаться».

От условий и климата воспитания в семье напрямую зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых низкая самооценка, вечно недовольны собой, думают, что они делают всё не так. Это происходит в семье, где родители часто ругают ребенка, или ставят перед ним завышенные, сложные и невыполнимые задачи. Малыш ощущает, что он не соответствует высоким требованиям родителей. (Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом очень трудно избавиться). Неадекватность поведения также может проявляться с завышенным самомнением. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к такому вознаграждению). Ребенка ругают и наказывают очень редко, система требований очень простая и мягкая. Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки достойные и пустяковые. Не используются очень жесткие наказания [2].

В семьях, в которых воспитываются дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, обращаясь к личности ребенка (его интересам, вкусам, проблемам, отношениям с друзьями и родными) сочетаются с достаточной, именно с достаточной требовательностью. «Здесь не обращаются к унизительным и ужасным или жестоким наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность, из-за равнодушия родителей к детям и друг к другу» [3].

Правильное поведение ребенка может быть вызвано только правильным поведением взрослых. Если ребенок не уверен, что его выслушают, вряд ли он будет выслушивать своих близких. Раздраженный, неприязненный тон вызовет такой же. Истеричность поведения старших, их возмущенные выкрики, драматизированные монологи и угрозы – все это принижает их в восприятии детей, делает их неприятными, а вовсе не сильными, так же, как заискивание и задабривание – из них дети извлекают выгоду, но при этом отказывают в уважении.


Список литературы

  1. Дубровина И.В. Возрастные особенности психологии детей. – М.: Просвещение, 2019. – 182 с.
  2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие, 4–е изд. – М.: «УРАО», 2018. – 298 с.
  3. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования. Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2017. – 436 с.
  4. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО МОДЭК, 2018. – 256 с.
  5. Петровский А.В. Краткий психологический словарь. – Ростов–на– Дону: Феникс, 2017. – 124 с.
  6. Фомина Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений//Молодой ученый. – 2017. – № 2. – С. 704-707. – URL https://moluch.ru/archive/61/9043
  7. http://mid-journal.ru/upload/iblock/3ad/15-Tyryshkina-gotova-75_80.pdf