О ПРАВОВОМ ПОНЯТИИ «ПОТРЕБИТЕЛЬ»

№5,

Юридические науки

Назарова Гулназ Гусамеддин кызы


Ключевые слова: ПОТРЕБИТЕЛЬ; РОЗНИЧНАЯ КУПЛЯ-ПРОДАЖА; ЗАКОН «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»; ПОКУПАТЕЛЬ; CONSUMER; RETAIL BUYING AND SELLING; LAW ON CONSUMER PROTECTION»; BUYER.


Аннотация: В статье затрагиваются вопросы истории развития правовых норм, регулирующих правовые отношения, связанные с защитой прав потребителей. Дается понятие и признаки правового статуса потребителя в соответствии с Законом «О защите прав потребителей».

Сфера розничной купли-продажи, оказания услуги и выполнение работы потребителям имеет такую же многовековую историю как и развитие экономики и национальной правовой сферы в которой происходил своеобразный отбор правовых норм, регулирующих правовые отношения связанные с защитой прав потребителей. Правовые нормы определяющие правовой статус потребителя, вытекают из развития товарно-денежных отношений и правосознания всего общества, которое заинтересовано во взаимоприемлемом обмене ценностями. Именно общесоциальные интересы, вытекающие из индивидуальных, вызвали необходимость государственного регулирования с целью их упорядочения. Государство изначально стремиться влиять на отношения между продавцом и покупателем, исполнителем и заказчиком, предоставляя последним дополнительные права и гарантии для защиты своих прав.

Как отмечает в своей работе Е.Д. Еналеева, «история развития потребительского права берет начало в период перехода от натурального хозяйства к меновому, когда люди начали заключать сделки, направленные на удовлетворение собственных потребностей. Вследствие чего начинает развиваться стадия обмена, когда каждая из сторон выступает одновременно и продавцом и покупателем. С изобретением денег появились две стороны: одна – должна передать товар, а вторая – уплатить цену товара. Таким образом, защита прав потребителей возникает из сферы имущественного оборота имеющая большое значение для страны, в которой формируются цивилизованные рыночные отношения. И в настоящее время, развитое законодательство о защите прав потребителя это тот элемент, без которого не может обойтись ни один развитой правопорядок» [1, с. 32].

Уже в первых писанных правовых источниках мы встречаем нормы в которых предусмотрена помощь гражданам в случае нарушения их интересов и прав со стороны изготовителей, исполнителей и продавцов. Так, правовые памятники Древнего Вавилона говорят о том, что покупатель находился под охраной государства. Если обратимся к Законам Ману Древней Индии, так же найдем статьи, посвященные правам и интересам потребителя. Из 362 дошедших до нас стихов (статей) потребителю посвящено всего 7 статей: пять по поводу купли-продажи некачественного товара, одна касалась оказания некачественных медицинских услуг и ещё одна в отношении выполнения некачественных ювелирных работ. В правовых источниках Древнерусского государства и Российской империи так же встречаются нормы, защищающие права потребителей. Но впервые в отечественной истории понятие потребителя дается в XX в. в Законе «О защите прав потребителей». Данный закон содержит нормы, регулирующие правоотношения с участием потребителей, приобретающих или использующих товары (работы, услуги) для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Понятие «потребитель» дается в преамбуле Закона «О защите прав потребителей». Там непосредственно говорится: «потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, слуги) исключительно для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельностью» [2]. Именно здесь заложены идентифицирующие признаки, которые применимы к потребителю. Рассмотрим их.

Во-первых, потребителем является гражданин. Ст. 62 Конституции РФ, ст. 4 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» [3], Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.1998г. [4] дают пояснения, что под термином «гражданин» следует понимать физическое лицо. В соответствии с этими нормативными актами не только граждане, но и иностранные граждане и лица без гражданства будут являться потребителями. В законе употребляется термин «гражданин», а не «физическое лицо», так как это традиционное употребление свойственно для гражданского законодательства в целом.

Следующим признаком определяющем гражданина как потребителя это его участие в гражданском обороте. Речь может идти о намерении потребителя заключить гражданско-правовой договор, в этом случае он будет состоят в преддоговорных отношениях с исполнителем (продавцом). Или же гражданин непосредственно вступает в договорные отношения со своим контрагентом, т.е. заключает (исполняет обязательства) по договору, о чем сказано в законе о потребителях – потребитель намеревается воспользоваться услугой или непосредственно пользуется.

Следующий признак связан с целевым назначением приобретаемых потребителем товаров, работ и услуг. Так потребитель должен вступать в гражданско-правовые отношения исключительно для личных, семейных, домашних нужд, не связных с коммерческой выгодой. Государственный антимонопольный комитет РФ в своем приказе от 20.05.1998г. дает разъяснение, что если гражданин приобрел товар для организации, за счет данной организации, чтобы в дальнейшем использовать этот товар в производстве, либо заказывает для организации за ее счет работу (услугу), то он не является потребителем. [5] Товары, работы, услуги должны быть выведены из коммерческого оборота в сферу личного потребления. В связи с выше сказанным считаем целесообразным право кредитной организации не применять нормы законодательство о потребителях в правоотношениях с участием клиента-физического лица в случае наличия у данной организации сведений об использовании кредита не в личных, семейных, домашних целях. Также если клиент-физическое лицо отказывается предоставить сведения об экономическом смысле совершаемых операций. Денежные средства которые предоставляются клиенту в результате финансовой услуги должны быть направлены исключительно на удовлетворения лично-бытовых нужд.


Список литературы

  1. Еналеева, Е.Д. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. – М., 2015. – 288с.
  2. О защите прав потребителей: закон от 07.02.1992г. № 2300-1 (с изменениями и дополнениями) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 15. – Ст. 766.
  3. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федер. закон от 25.07.2002г. № 115-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Рос. газ. – 2002. – 31 июля.
  4. По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура: Постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 17.02.1998г. № 6-П // Рос. газ. – 1998. – 3 марта.
  5. Приказ Государственной антимонопольной комиссии РФ от 20.05.1998 г. № 160 «Об утверждении разъяснений о некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» // Рос. газ. – 1999. – 14 янв.