УДК 1

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

№24,

Психологические науки

Имакаева Наиля Радиковна


Научный руководитель: Льдокова Г.М., к.психол.н., доцент.


Ключевые слова: ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ДОШКОЛЬНИКИ; ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ; ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА; ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА; ИНТЕЛЛЕКТ; ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ; ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; PRESCHOOL EDUCATION; PRESCHOOL CHILDREN; INTELLECTUAL DEVELOPMENT; PEDAGOGICAL TRAINING; PSYCHOLOGICAL TRAINING; INTELLIGENCE; INTELLECTUAL READINESS; INTELLECTUAL EDUCATION; PRESCHOOL AGE.


Аннотация: Сегодня важное место в дошкольных образовательных учреждениях занимает всестороннее развитие личности ребенка. Данное развитие происходит в специально организованном воспитательно – образовательном процессе, в ходе которого происходит развитие умственных, нравственных, эстетических и физических свойств дошкольника. В данной статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты интеллектуального развития дошкольников. В ходе экспериментальной работы выясняется, что занятия и игры для развития интеллектуальных способностей детей эффективны.

В истории психологических исследований проблема интеллекта, с одной стороны, наиболее изученная и наиболее распространенная (ей посвящено наибольшее количество статей), с другой, остается наиболее обсуждаемой. Так, например, сегодня нет однозначного определения интеллекта, хотя эта концепция активно используется в различных областях психологической науки. Вот некоторые определения интеллекта: «Интеллект — это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида»; или «Интеллект — разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, абстракция, образования понятий, суждения, заключения и т.д.), которые превращают восприятия в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания» [2, с.212].

Интеллектуальное образование детей дошкольного возраста оказывает систематическое и концентрированное педагогическое воздействие на растущих людей, и цель состоит в том, чтобы развивать мышление. Это систематический процесс, он освоил социальный и исторический опыт молодого поколения, накопленный людьми, и представлен в форме знаний, навыков и способностей, норм, правил и оценок [5, с.55].

С психометрической точки зрения интеллект детей — это система развития познавательных процессов, связанных с возрастными стандартами, которая может обеспечить адаптацию детей к обществу. Адаптация к обществу в первую очередь означает, что дети имеют возможность развиваться и учиться со своими сверстниками, взаимодействовать с другими и соответствовать социальным нормам поведения [6, с. 841].

Дошкольный возраст – благоприятный (сенситивный) период для развития интеллекта и творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности [1, с.264].

Основой интеллекта является развитие мышления. Процесс развития мышления методически включает в себя общие методы формирования и развития психического поведения (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, абстракция, аналогия и т.д.), который является функцией самого мышления как процесса в любой области знаний [4, с.61].

Мышление — высший психологический процесс, который обобщает и опосредует реальность в процессе анализа и синтеза с обязательным участием языка (голоса). Мышление тесно связано с другими психологическими процессами, в том числе с восприятием, представлением, воображением, памятью и вниманием, но благодаря универсальному размышлению о реальности сфера его передачи еще более расширилась [3, с.22].

Развитие интеллекта — это сочетание качественных и количественных изменений, происходящих с возрастом и влиянием окружающей среды в процессе мышления, а также влияние организованного образования и обучения и собственный опыт ребенка. Биологические факторы также влияют на интеллектуальное развитие детей: структура мозга, состояние анализатора, изменения нейронной активности, формирование условных связей и наследственные тенденции.

С целью изучения психолого – педагогического сопровождения интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, мы провели опытно-экспериментальную работу, которая состояла из трех этапов.

В экспериментальной группе были задействованы 20 детей из подготовительной группы «Зайчики», из них 10 девочек и 10 мальчиков. В контрольной 20 детей из подготовительной группы «Солнышко», в которой 11 девочек и 9 мальчиков.

На этапе констатирующего эксперимента, с помощью «Экспресс-диагностики интеллектуальных способностей» — форма А, И.С. Авериной, Е.И. Шабановой и Е.Н. Задориной мы установили общий уровень развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Методика основа на оригинальных работах всемирно известных зарубежных тестов интеллекта. Задания в МЭДИС представлены в виде рисунков, чтобы мы могли очень быстро проверить своих детей.

Методика включает в себя 4 субтеста, каждый из которых состоит из 5 заданий и имеет 2 эквивалентные формы A и B, которые могут чередоваться при повторном тестировании. 1 субтест – на выявление общей осведомленности ребенка, его словарного запаса, 2 субтест – на понимание количественных и качественных соотношений, 3 субтест – на исключение лишнего, выявление уровня логического мышления и 4 субтест – на выявление математических способностей.

По результатам констатирующего эксперимента, мы получили следующие результаты:

На основе этих показателей, мы можем сделать вывод, что интеллектуальное развитие в двух группах является более средним и две группы примерно находятся на одном уровне развития. Такие данные мы получили, потому что две группы находились в одинаковых условиях: они занимались по одной и той же программе.

На формирующем этапе исследования, с учетом полученных данных были составлены занятия и подобранны игры для интеллектуального развития детей дошкольного возраста. В экспериментальной группе в первой половине дня дополнительно раз в неделю проводилось одно занятие и два раза в неделю после дневного сна проводились игры, на протяжении 3-х месяцев. (январь – март).

На контрольном этапе эксперимента мы провели повторную диагностику с целью выявления динамики в интеллектуальном развитии воспитанников. На данном этапе исследования, для сравнения результатов нашей работы мы использовали те же диагностики, что и в констатирующем эксперименте, но с усложненным содержанием. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей, разработанная И.С. Авериной, Е.И. Шабановой и Е.Н. Задориной – Форма В. И получили следующие результаты:

На основе этих показателей мы можем сделать вывод, что интеллектуальное развитие в экспериментальной группе увеличилось, дети из среднего уровня перешли на высокий. В контрольной группе динамики развития мы не увидели. Такие данные в экспериментальной группе мы получили благодаря занятиям и играм для развития интеллектуального развития, которые мы проводили дополнительно в группе.

Исходя из полученных данных, после проведения с детьми интеллектуальных игр, мы видим, что результат значительно отличается от первоначального, возрос словарный запас, понимание количественных и качественных отношений, логическое мышление и математические способности.


Список литературы

  1. Агафонова И.Н. , Колеченко А.К., Погорелов Г.А., Шеховцова Л.Ф. Методики изучения интеллекта. — Часть 1. — СПб.: Питер, 1991. – 264 с.
  2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 212 с.
  3. Болотникова О.П., Еник О.А., Ошкина А.А. Психолого — педагогические условия формирования самостоятельности у детей 6 — 7 лет // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — №4. — С.22.
  4. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. – М.: Генезис, 2014. – 61 с.
  5. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников в период реализации ФГОС ДО / Авт.-сост.: Паршина Т.Б., Корнеева Т.П., Лупанова Е.В. и др. – Пенза, 2016. – С. 51 -56.
  6. Постникова О.В. Педагогические условия развития смысловой произвольной памяти у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — № 13. — С. 841-842. [Электронный ресурс]. – URL: http://moluch.ru/archive/117/31960 / (дата обращения: 18.04.2020).