УДК 342

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

№21,

Юридические науки

Гончаров Александр Васильевич


Научный руководитель: Федорченко Е.Н., к.пол.н., доцент.


Ключевые слова: ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ; ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY; INTERNATIONAL RELATIONS; CUSTOMS AND TARIFF REGULATION.


Аннотация: В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельности (ВЭД) особая роль отводится таможенному регулированию как наиболее динамично развивающемуся механизму, обслуживающему участников ВЭД. Применение таможенных пошлин является основательным рычагом экономической политики всех государств-участников международной торговли.

В соответствии с Этимологическим словарем русского языка Макса Фасмера слово «тариф» происходит от арабского слова, означавшего «объявление о пошлинных сборах»[2]. Из арабского языка данное слово перекочевало в итальянский, а впоследствии в иные европейские языки. В русский язык данное слово предположительно пришло из немецкого или французского языка. Представляется, что указанная точка зрения является наиболее обоснованной. В то же время, по мнению других ученых, «тариф» происходит из испанского языка [6]. Как пишет К.И. Боков, «таможенные сборы стали называться тарифами по названию г. Тариф (нынешняя Андалуссия, провинция Кадис на юге Испании), где в III веке до н.э. была впервые составлена таблица, в которую вносились названия товара, его мера измерения и указывалась величина сбора за провоз через Гибралтарский пролив». По данному вопросу имеются и другие точки зрения.

По мнению К.И. Бокова, «именно появление таможенного тарифа породило таможенную пошлину» [4, с.43]. Представляется, что данное высказывание в корне не верно. Таможенная пошлина представляет собой инструмент регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе перемещения товаров через таможенную границу. Ее применение обусловлено объективно складывающимися экономическими процессами.

Таможенные отношения изначально и исторически, формируясь на границе действия внешних и внутренних факторов, играют роль барьера, ограничителя, своеобразной мембраны, препятствующей ввозу на территорию государства товаров, способных нанести ущерб национальной экономике, и вывозу продукции, имеющей стратегическое значение для страны. Исследуя сущность таможенной пошлины, необходимо проследить исторический путь ее становления и развития как основного инструмента таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.

Таможенно-пошлинные отношения прошли определенный эволюционный путь, неразрывно связанный с развитием институтов государства, товарообмена и внешней торговли. Уже в самом начале этого пути при зарождении товарно-денежных отношений и становлении международных торговых связей на различных территориях применялись сборы и платы за проезд и право торговли. Правила сбора пошлин освещались в документах Шумерской цивилизации, Древнего Египта, даже в Библии. Сбор пошлин, как правило, осуществлялся в торговых центрах.

Сформировавшееся в средине I тысячелетия н.э. государство тюрков (каганат) обладало значительным влиянием на огромной территории от Алтая до Дуная, собирало дань с соседей, и именно тюркское слово «тамга» определило название современной таможни. Тюрки контролировали торговлю по Великому шелковому пути, размер их пошлин не превышал 10%. Границы территорий тюркских племен обозначались камнями – «Тамгалытас». При продаже скота, клейменного родовым знаком – тамгой, взималась таможенная пошлина. Также тамгой называлась печать «тархана» – сборщика налогов и пошлин. Эта печать имела важное значение в экономическом и правовом аспектах жизни тюркских племен. В связи с монгольским завоеванием, торговая пошлина «тамга» установилась повсеместно. Поскольку это слово означало, с одной стороны, ставку пошлины, с другой – печать, от этого слова произошло слово «тамжить» (ставить печать о том, что пошлина взята). Человек, ставивший печать, стал называться «таможником», а место, где это происходило – «таможней» [2].

Активно в международных торговых отношениях участвовали и Русские земли, торговавшие с народами Северной и Центральной Европы, Византией, с арабами, другими восточными странами. Так, в арабских источниках 9-12 вв. упоминается торговля с русскими купцами и указывается о том, что с товаров, перевозимых ими, взимается десятина. Также десятинную подать с товаров взимали Хазары. В мытном уставе австрийского города Раффельштеттена 903-906 гг. регламентировался сбор пошлины с киевских товаров: «что касается славян, которые приходят из Ругов (Русь) или из Богемов (Чехия) ради торговли, то они могут торговать везде подле дунайского берега, а также везде в Ретеле (Ретель впадает в Дунай у Линца) и Ридмархе, но обязаны платить пошлину; если они привозят воск, то платят с одного вьюка 2 меры воска, ценностью в один скоти, с ноши одного человека – одну меру той же цены. Если они привозят рабов или лошадей, то платят с одной рабыни по тремиссе (треть золотого солида = 2 динариям), с одного жеребца – столько же; с каждого раба – по сайге (четверть тремиссы) и столько же с каждой кобылицы». В договоре 907 г. между Киевом и Византией русские купцы получали право беспошлинной торговли[5].

При этом такими льготами пользовались только купцы, торговавшие с в дома киевского князя, выдававшего об этом документ, скрепленный печатью. До заключения договора русские платили торговую пошлину – десятину. Позднее эти льготы были потеряны. Раздробленность Руси, нашествие монгол и ряд других изменений в окружающей обстановке (падение Византийской империи, набеги южных племен, усиление военно-экономического давления из Скандинавии и Прибалтики) привели к определенному застою и деградации внешне-экономических связей Руси.

Очевидно, что уже в Средневековье международная торговля активно регламентировалась, служила предметом международных договоров и облагалась различными пошлинами (платами). Постепенно эти платежи стали дифференцироваться по видам. На Руси применялось большое количество различных пошлин. Хотя тамга была основной, имелись ее специфические разновидности:«явка» – взималась при предъявлении товара, предназначенного для торговли;«замыт» — сбор, уплачиваемый с цены товара; «осьмничее» – пошлина в 1/8 стоимости; «гостиное» – с привозимых товаров, размещенных на гостином дворе; «порядное» – пошлина с продажи некоторых товаров (меди, икры, соли);«пятно» – сбор за клеймение лошадей при купле-продаже, взималась, и с продавца, и с покупателя;«узольцовое» – сбор за обвязку товара с приложением таможенных печатей;«головщина» – при продаже людей; «весчее» / «померное» – при продаже весовых / измеряемых товаров.

Также взимались проезжие пошлины, которых было также несколько разновидностей: «посаженное» (с груженого судна), «подужное» (за количество телег в обозе), «полозовое» (сани в обозе), «побережное» (при причаливании), «головщина» (подать с души на судне при прибытии, а при возвращении после торговли – «задние калачи»), «костки» (налог с сопровождающих товар людей), «мостовщина и перевоз», «проезжее» за проезд по благоустроенным дорогам, «явка», «перевоз» на переправах через реки [3].

Взимались и пошлины за обслуживание: «амбарное», «гостиное», «поливочное» (за право торговли и наем места), «свальное» (за разгрузку), «подъем-ная и рукознобная», «померное», «весовое», «контарное» (с массы товара, один контар = 2,5 пуда), «припуск» (за выравнивание весов при взвешивании).За уклонение от уплаты пошлин взимались штрафные платежи: «промыт», «заповедь», «протаможье», «протамга».

С выходом международной торговли на качественно новый уровень, особенно после открытия Америки, морского пути в Индию и других великих географических открытий, с началом формирования Европейских империй, вопросы международной торговли все больше стали интересовать правителей своих стран. В 17 веке под влиянием экономических идей меркантелизма окончательно оформилась идея протекционизма как главной (или даже единственной) основы регулирования внешней торговли. Исторически первым официальным государственным протекционистским документом стал Навигационный акт 1651 г., изданный в Англии при О. Кромвеле. К началу следующего XVIII века все основные страны Европы осуществляли протекционистскую политику. Однако, протекционизм подвергался и критике, в том числе в работах экономистов классической политэкономии (А. Смит, Д. Рикардо, Дж. С. Миль и др.).

Для России начало осуществлению государственной таможенно-тарифной политики было положено, по мнению историков таможенного дела, в середине XVII века прежде всего Указом царя Алексея Михайловича от 25 октября 1653 г. «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и городах, с показанием по сколько взято и с каких товаров». Вместо различных таможенных сборов вводилась рублевая пошлина. В 1667 г. был издан Новоторговый устав, а годом позже, в 1668 г., был принят документ, учреждающий централизованную сдачу таможенных сборов в царскую казну. Позже, уже в эпоху Петра Великого, в России был принят первый тариф, имевший протекционистский характер.

Аналогичные меры применялись во всем мире, и Россия в целом находилась в контексте мирового опыта и следовала общим тенденциям регулирования международной торговли. Данная практика пресеклась после переворота, осуществленного в 1917 г. большевиками, сворачивания рыночных отношений, отношений собственности и введения государственной монополии на внешнюю торговлю. Сегодня Россия вернулась на магистральный путь экономического развития и осуществляет самостоятельную таможенную политику, в том числе применяя тарифные методы.

Таким образом, таможенная пошлина в России большую часть своей истории взималась при любых торговых операциях, а не только международных и фактически являлась частью налоговой системы[2]. Однако по мере упорядочения экономических взглядов и экономической политики произошло разделение систем внутреннего налогообложения и обложения внешнеторговых операций. Именно за платежами, взимаемыми при перемещении товаров через границу, закрепилось название «таможенная пошлина». И сегодня таможенная пошлина является важным инструментом регулирования ВЭД.

Таможенная пошлина взимается только в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, и в этой связи можно говорить о том, что пошлина является в некотором смысле барьером или препятствием на пути движения товаров в ходе международной торговли. Таможенная пошлина отражает различия мировой и национальной стоимостей. Внутренние торговые связи таможенная пошлина напрямую не затрагивает. Тем не менее, ряд товаров иностранного производства на внутреннем рынке страны имеет более высокую, чем в стране производства, себестоимость на уровне внутреннего продавца. Данный эффект достигается постольку, поскольку таможенная пошлина является платежом, сумма которого подлежит отнесению именно на себестоимость товара (расходы по производству, транспортировке, продаже и т.п.), и по своему характеру данный платеж соответствует косвенному налогу. То есть, непосредственным источником уплаты таможенной пошлины являются потребительские расходы конечного покупателя[1].

В то же время некоторые (прежде всего сырьевые) отечественные товары на внутреннем рынке имеют существенно меньшую стоимость, чем на мировом. В случае их вывоза за границу, часть сверхприбыли, основанной на разнице цен внутреннего и мирового рынков, изымается в доход бюджета, делая такие сделки менее рентабельными для продавца и создавая стимулы для ориентации продаж на внутренний рынок и поддержания разницы цен. В этом случае непосредственным источником уплаты пошлины следует признать прибыль (выручку) экспортеров.

Следует отметить, что в России, непосредственно в Законе «О таможенном тарифе» (ст. 3), установлен порядок определения ставки таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты. Настоящий пункт определяет порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую (код ТН ВЭД России 2709 00) и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, конкретную величину ставки пошлины Правительство определяет исходя из целей таможенно-тарифного регулирования и с учетом множества сопутствующих факторов, таких как:
— наличие и уровень развития внутреннего производства;
— наличие программ развития различных отраслей экономики;
— степень удовлетворенности внутренних потребностей в товарах данного вида;
— уровень политических и экономических взаимоотношений со странами-поставщиками (торговые войны, политические разногласия, состояние торгового баланса);
— наличие обязательств перед странами-партнерами по таможенному союзу;
— наличие международных договоренностей, затрагивающих вопросы применения тарифа (например, международные договоренности по стимулированию рынка кофе и какао из-за их перепроизводства, заключенные рядом стран в начале текущего века);
— наличие различных государственных программ (поддержка производства социально значимых товаров, приоритетные национальные проекты);
— удаленность мест производства и стоимость доставки товаров до потребителей;
— иные факторы.

Применение таможенных пошлин является серьезным рычагом экономической политики. Данным рычагом обладают все государства – участники международной торговли. Это инструмент, который должен применяться с учетом всех возможных последствий для международных экономических отношений. Очевидно, что протекционизм в торговле с другими странами будет встречать определенное сопротивление и ответные меры с их стороны, и правильное взвешивание аргументов «за» и «против» таких мер, правильный выбор приоритетов и направлений развития. Таким образом, учет всех возможных последствий определяет успешность политики государства в сфере таможенно-тарифного регулирования ВЭД.


Список литературы

  1. Таможенный кодекс Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 25.04.2003). – М.: ТК Велби, 2013. – 175 с.
  2. Асмарян, О. Г. Некоторые аспекты формирования международной таможенной политики России // Вестник РГАЗУ. – 2012. – № 13 (18) – С. 101-104.
  3. Асмарян, О. И. Таможенные пошлины как основной инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в сфере международных экономических отношений / О. И. Асмарян, О. Г. Асмарян, И. М. Власова // Гуманитарный вестник ВА РВСН. 2017. № 4 (8). С. 213-218.
  4. Боков К.И. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства в России в XIX – начале XX века: монография. М., 2014. С. 9.
  5. Быковская, Н. В. Правовые и организационные основы таможенного контроля и правоохранительной деятельности таможенных органов РФ: учебное пособие / Н. В. Быковская, О. Г. Асмарян. – М.: РГАЗУ, 2010. – 76 с.
  6. Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс (онлайн версия) [Электронный ресурс] – Электрон. Дан. – Интернет портал «Classes.ru», 2014. – Режим доступа: http://www.classes.ru/all- russian/russian-dictionary-Vasmer-term-13303.htm, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.