УДК 342
МЕХАНИЗМЫ МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
№21,
Юридические науки
Фетисова Яна Игоревна
Ключевые слова: ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ; ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ; МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ; PUBLIC AUTHORITIES; LOCAL AUTHORITIES; MUNICIPAL LAW; THE MECHANISM OF ACCOUNTABILITY OF LOCAL AUTHORITIES.
Как известно, исходя из положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы и, соответственно, должностные лица местного самоуправления, в случае нарушения ими законодательства РФ, несут ответственность перед следующими субъектами:
1) государством;
2) физическими и юридическими лицами;
3) населением [3].
Раскрывая сущность ответственности должностных лиц перед населением того или иного муниципального образования, можно столкнуться с рядом противоречивых, до конца не ясных аспектов.
Таким образом, видится возможным проанализировать следующий спорный вопрос: какой вид ответственности подразумевается в случае утраты доверия населения должностным лицом.
В ходе решения этой задачи первостепенным, на наш взгляд, является не столько определение наименования рассматриваемого вида ответственности и еѐ отраслевой принадлежности, сколько достижение полной ясности в вопросе о наличии или отсутствии оснований рассматривать еѐ как ответственность юридическую. Конституция Российской Федерации 1993г. закрепляет за местным самоуправлением статус самостоятельного института, не входящего в систему органов государственной власти [1].
Наделение органов местного самоуправления самостоятельностью и делегирование им некоторой части властных полномочий привело к законодательному закреплению и регулированию ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц за ненадлежащее исполнение своих обязанностей и полномочий.
В основу местного самоуправления положено право населения муниципальных образований самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения. Обособленность местного самоуправления предполагает не только различные виды контроля за деятельностью органов местного уровня, но и их ответственность за выполнение возлагаемых на них задач [4].
В соответствии со ст. 70 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами [2].
В большинстве своем, представители муниципально-правой науки рассматривают проблемы юридической ответственности исключительно в контексте ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Данное обстоятельство обусловлено развитием законодательства в области регулирования исследуемого института.
Совокупность правовых норм, предусматривающих юридическую ответственность, образует в системе муниципального права комплексный правовой институт — институт ответственности органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления.
Необходимо выделить характерные признаки ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, разработанные учеными-правоведами при изучении исследуемого института:
-установление неблагоприятных правовых последствия личного, имущественного или организационного характера для ответственного лица за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих, связанных с решением вопросов местного значения;
— фактическое наступление, претерпевание указанных последствий;
— реакция населения, государства на совершенное таким лицом правонарушение, связанная с претерпеванием неблагоприятных последствий;
— обеспеченность государственным принуждением;
— обязанность соответствующих органов и должностных лиц местного самоуправления претерпеть определенные неблагоприятные правовые последствия за совершенное правонарушение, ненадлежащее осуществление возложенных задач и функций;
— связь между двумя субъектами, при которой одна сторона (инстанция ответственности) контролирует, оценивает поведение ответственной стороны и (или) его результаты, а в случае отрицательной оценки и наличия вины вправе определенным образом отреагировать [3].
В настоящее время в российской правовой системе отсутствует полный, логически завершенный и законодательно закрепленный механизм привлечения к ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц.
Малоэффективность ныне действующего механизма объяснима тем, что основания такой ответственности закреплены в нормативных правовых актах, принадлежащих к различным отраслям права. В рамках науки муниципального права, в свою очередь, единой системы теоретически обоснованных подходов, понятий, оснований возникновения и функций муниципально-правовой ответственности выработано не было.
Также существенным пробелом является норма, нашедшая свое отражение в статье 71 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющая право установления оснований муниципально-правовой ответственности за, собственно, органами местного самоуправления путем внесения перечня таких оснований в уставы муниципальных образований в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.
Проблема отсутствия в российском законодательстве чёткого последовательного правового механизма привлечения к ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления выступает одной из первопричин совершения вышеуказанными субъектами противоправных действий, направленных на удовлетворение собственных потребностей, что, в свою очередь, противоречит интересам населения и обесценивает конституционный принцип народовластия. Таким образом, можно утверждать, что отсутствие такого механизма потворствует злоупотреблению установленными законом полномочиями и разрастанию «коррупционных систем».
Также при определении отраслевой определенности ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в системе права необходимо учитывать особенности основания возникновения, субъектный состав и санкции данной ответственности, которые позволяют определить характерную отраслевую обособленность ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
В перечень оснований для привлечения органов местного самоуправления и должностных лиц к ответственности перед населением следует внести такие основания, как неоднократное издание правовых актов, не соответствующих федеральному законодательству Российской Федерации, не учитывающих интересы населения, проживающего на территории данного муниципального образования, сложившиеся исторические и иные местные традиции, результатом принятия которых стало нарушение прав населения муниципального образования; совершение действий либо бездействия, повлекших причинение признанного судом вреда населению муниципального образования.
Таким образом, подводя итог вышеизложенного, следует еще раз отметить, что утрата доверия населения должностным лицом в сфере местного самоуправления являет собой так называемую муниципально-правовую ответственность, что обосновывается ранее изложенными выводами и положениями федерального законодательства Российской Федерации.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993] [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ].
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 16 февраля 2016г.) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 40. — Ст. 3822.
- Солдатов С.А. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования и государством [Электронный ресурс]. – URL: http:// www.lawtheses.com (дата обращения 10.06.2019).
- Лопарев И.В. Особенности ответственности представительных органов власти и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования // Вестник Тюменского государственного университета. – 2008. – №2. – С. 71–74.