УДК 37.013

ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ «СОШ №10» ГОРОДА НИЖНЕКАМСК)

№21,

Педагогические науки

Ильгамова Гузалия Ринатовна


Научный руководитель: Бахвалов С.Ю., кандидат экономических наук, доцент.


Ключевые слова: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ; КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ; ЗНАКОВЫЕ МОДЕЛИ; PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES; QUALITY OF EDUCATION; ICONIC MODELS.


Аннотация: В статье рассматриваются современные педагогические технологии повышения качества образования. Приводятся трактовки термина «педагогическая технология» такими исследователями, как В.П.Беспалько, Б.Т.Лихачёва, В.М.Шапель, И.П.Волкова, В.М.Монахов и другие. Приводится краткое изложение аспектов педагогических технологий. Трактуются новые педагогические технологии: «Опыта запоминаний», «Скоординированности действий», «Восприятия в контексте» базирующие на психофизиологических процессах организма. Практическая значимость исследования заключается в более обширном рассмотрении современных педагогических технологий с ракурса устройства организма, использования ресурсов для быстрого усвоения знаний. Результаты исследования будут использованы в МБОУ «СОШ №10» города Нижнекамск.

Повышение качества образования является основной задачей для усовершенствования образовательной системы в целом. Повышению качества образования способствуют современные педагогические технологии обучения. Педагогические технологии это совокупность психолого-педагогических приёмов и методов направленные на повышение эффективности обучения. Педагогические технологии должны способствовать организационному процессу обучения и обеспечивать комфортное пространство для познавательной деятельности. Проблема введения новых педагогических технологий состоит в том, что не все технологии являются эффективными для всех учащихся. Нужно иметь индивидуальный подход, но в классе, где численность детей превышает более тридцати учащихся не совсем приемлемо и рационально использовать такую систему обучения. Современные педагогические технологии должны отвечать некоторым параметрам, таким как системность, управляемость, воспроизводимость и эффективность. Такие технологии, как игровые, помогают проводить учебные занятия с интересом для обучающихся. Современные педагогические технологии ведения урока: урок-викторина, урок-путешествие-квест, урок-соревнование, урок – экспедиция позволяют побудить учеников, что способствует повышению мотивации. Однако существует вероятность, что обучающихся постоянно придётся мотивировать. Быть грамотным педагогическим специалистом нельзя без обширного арсенала образовательных технологий. [1] Педагогические технологии современного обучения направлены на деятельность учеников: проблемное обучение, интесификация обучения на основе знаковых моделей В.Ф.Шаталова [1] , уровня дифференцаций, информационные технологии, интерактивные технологии, технологии развивающего обучения Л.В. Занкова [1] Каждая технология имеет определённый вектор направления. Существуют технологии обучения, где обучающийся учится сам без подсказок и направлений, например, технология саморазвивающего обучения Г.К.Селевко [1] Технологии системны, существует некий алгоритм воспроизведения, а такой подход не совместим с творческим началом. Человек живёт по схемам, знакомым шаблонам и попадая в новую среду, ситуацию подвергается стрессу. Актуальность темы обусловлена наличием обучения шаблонности в технологиях, что не позволяет личности выйти за рамки обыденного. Обзор научной литературы по проблеме системности обучения проводили такие исследователи, как В.Г.Афанасьев, Л. Берталанфи и другие [3] Структурные компоненты современных технологий, являются средством достижения качественного образования, не делая упор на скорость усвоения знаний. Цель статьи развернуть ракурс современных технологий, сократив время в разы при усвоении материала. Методы исследования: ретроспективный и перспективный анализ, тестирование, анкетирование, наблюдение. По утверждению И.П. Волковой [2] педагогическая технология это описание процесса достижения планируемых результатов, обучения. Действительно процесс обучения является основным критерием воспроизведения технологии в учебном процессе. Однако, чтобы технология начала действовать нужно затрагивать не только освоение, но и понятия каким же образом, при помощи каких процессов происходит усваивание материала.

М. Чошанов [2] сводит определение педагогическая технология к тому, что технология обучения есть составная процессуальная часть дидактической системы. Действительно порядок закрепления результатов несомненно важна при обучении на основе педагогических технологий. Качество обучения является отражательным элементом при правильном обучении исходя из современных педагогических технологий.

В.М. Монахов [2] даёт определение педагогической технологии в более узком осмыслении. По мнению В.М. Монахова [2] педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации, и проведением учебного процесса в комфортных условиях. Пошаговое описывание педагогической технологии позволяет преподавателю провести урок более продуктивно. При многократном применении педагогической технологии обучения преподаватель приобретёт педагогическую практику, опыт в проведении такого рода занятий.

При всём многообразии терминологий понятия технологии обучения, по мнению В.П.Беспалько, [1] сводится к тому, что педагогическая технология это содержательная техника учебного процесса. Учебный процесс, в свою очередь, подразумевает все структурные составляющие: цели образования, этапов урока, педагогические системы, учебно-воспитательная деятельность. Джонатан Кэролл [1] предложил сделать результат обучения постоянным параметром. Технология полного усвоения знаний была разработана М.В.Клариным [1], в котором задаётся единый для учеников уровень овладения знаниями.

Наши исследования проходили в городе Нижнекамск в Муниципальном Бюджетном Общеобразовательном Учреждении «Средней Общеобразовательной школе №10» Исследования проходили с учениками среднего звена и старшего звена.

Существует три аспекта педагогических технологий. Научная, которая рассматривает и изучает, разрабатывает цели, методы обучения и само содержание. Процессуально-описательная, в котором описываются процессы, то есть сам алгоритм действия, а так же результаты этих действий. Процессуально-действенная, в котором, и осуществляется сам технолого-педагогический процесс. На наш взгляд следует рассмотреть ещё один аспект, который давал бы чёткую характеристику процессов мышления и восприятия. Аспект процессов мышления, восприятия и устройства, которые позволяют понять психо-физиологические процессы устройства организма, тем самым помогая координировать процесс обучения более быстро и качественно.

В педагогических технологиях существует три уровня, так называемые соподчинённые уровни. Общедидактический уровень предполагает целостный образовательный процесс в регионе. Частнометодический предполагает обучение по конкретно-данной методики технологии обучения, например, в рамках одного предмета. И локальный уровень, который предполагает обучение технологий отдельных видов деятельности. Наши исследования базировались на локальном уровне. Однако локальный уровень привития навыков усвоения новых знаний является тем ключом, который нужно воспроизвести и в рамках частнометодического и общедидактического уровней. По скольку, поняв локальные процессы, которые отвечают на вопросы каким же образом происходит восприятие материала можно усовершенствовать педагогические технологии.

Педагогические технологии имеют отличительный признак от методик тем, что технологии являются более устойчивыми и имеют результат.

В структуру педагогической технологии входят такие компоненты, как деятельность педагога и деятельность ученика, сама структура технологии и технологический процесс урока. Так же в педагогическую технологию входит методы и формы учебного процесса, формы работы учителя, диагностика учебных заданий и учебного материала. Современные технологии должны быть эффективными и иметь прямое назначение для улучшения качества образования. Так же педагогические технологии должны давать гарантию достижения Федерального государственного образовательного стандарта. Для достижения стандарта технологии должны заключать в себе составные элементы: опыт прошлого, народная педагогика, наука, социальные преобразования и новое педагогическое мышление. Область науки по изучению психолого-физиологических процессов мышления, восприятия, запоминания продвинулась далеко вперёд. В современных педагогических технологиях нужно внедрять те новые знания, которые открывает нам наука. Наши исследования применяли педагогические технологии в локальном контексте, используя новшества современной науки. Например, Б.Холнберг [2] при обучении использовал характеристики психики обучающихся. Теория Б.Холнберга [2] основана на условиях дистанции обучающихся и одновременно условий эмпатии. Так возникла теория технологии дистанционного обучения. Педагогическая технология Х.Перратона [2] cостоит из философии теории коммуникации. Наши исследования базировались на природно заложенных составляющих организма человека в целом. Существуют некие условия, при которых обучение выстраивается не только на процессах памяти, то есть процессов мышления-запоминания материала, но и других условно-рефлекторных, нейро-программистических, психо-физиологических устройств организма.

Наши исследования технологий обучения базировали на привитии компетенций обучения с точки зрения психо-физиологического устройства организма.

Технология «Опыта запоминаний» основывается на мышечном опыте запоминаний действий. Существует мышечная память, которая работает на автомате, то есть не задействует сознание. Так однажды, научившись ездить на велосипеде, мышечная память зафиксирует действие в мышечных клетках.

При внедрении технологии «Опыта запоминаний» наши исследователи делали упор на запоминании действия и задачи. Ежедневные тренировки позволили обучающимся запоминать на автомате заданные упражнения задачки. В отличии от запоминаний физических упражнений, мышечное запоминание упражнений –задачек требует большего времени для внесения организма в мышечную память. Б. Блум [1] подчёркивал, что способности определяются его темпом учения. При технологии «опыта запоминаний» внедрении механизмов мышечной памяти темп учения как таковой не задействован. Таким образом, современная технология «опыта запоминаний» помогает обучающемуся запомнить материал без использования способностей.

Технология «Восприятия в контексте» основанная на теории Грехема Роулинсона [1] где в исследованиях переставляли буквы в тексте, однако человек прочитывал текст правильно. С помощью технологии «Восприятия в контексте» можно выучить огромные тексты, схемы, формулы, теоремы с наименьшими затратами времени. Наши исследования показали, что технология «запоминания в контексте» даёт положительные результаты при постоянной тренировке, которая должна иметь промежутки для отдыха или смены вида деятельности. Так, например, сам контекст- схема или теорема запоминаются быстрее, если повторять по утрам и вечерам.

Технология «Скоординированности действий» основана на взаимном действии мелкой моторики и работы головного мозга. Учёными установлено, что за работу мелкой моторики рук и за активизацию мозга в счёте отвечают одни и те же отделы головного мозга. При скоординированной работе обоих составляющих можно добиться наиболее быстрого счёта. Так при обучении ментальной арифметике дети считают на счётах при задействовании пальцев рук и головного мозга. Комплексное действие сенсорных систем, мелкой моторики, процессов мышления приводят к быстрым результатам обучения. Так наши исследования за месяц практики технологии «Скоординированности действий» научили учеников воспроизводить материал в три раза быстрее, по сравнению с ретроспективным анализом прошлого опыта.

Современные педагогические технологии позволяют повысить качество учебного процесса и, следовательно, качество образования в целом. Образование не стоит на месте, внедряется следующий Федеральный образовательный стандарт, в котором прописано личностных компетенций в разы больше, что свидетельствует о повышении требований, как к педагогу, так и обучающемуся. Наши исследования в области новшеств педагогических технологий позволяют дополнить и реконструировать методики и методы обучения, сократив время, затраченное на сами процессы восприятия, запоминания, решения, применения, что в свою очередь повысит качество образования. Современные педагогические технологии направленны не только на обучение, но и на программирование к последующей деятельности, что является более эффективным. Педагогические технологии затрагивают аспекты научные, процессуально-описательные, процессуально-действенные. Добавив аспект психофизиологического устройства организма педагогические технологии можно было бы рассматривать со всех ракурсов видения как внешнего, так и внутреннего воздействия на обучающегося. Результаты исследования позволили сделать вывод, что при применении современных педагогических технологий «Скоординированности действий», «Восприятия в контексте», «Опыта запоминаний», которые базируются не только на процессах запоминания при помощи памяти, но и на психофизиологическом устройстве самого организма.

Практическая значимость исследования заключается в более обширном рассмотрении современных педагогических технологий с ракурса устройства организма, использования ресурсов для быстрого усвоения знаний. Результаты исследования будут использованы в МБОУ «СОШ №10» города Нижнекамск.


Список литературы

  1. Буланова –Топоркова М.В., Духавнева А.В.Педагогические технологии: Учебное пособие. Спб Изд-во Питер , 2012. -749 с.
  2. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. Изд-во Кинель, 2016. -132 с.
  3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб. пособие/ И. А. Зимняя.— Ростов н/Д.: Феникс, 2013–638 с.
  4. Тухтаева З.Ш.,Ибрагимова И.З. Роль и сущность системного образования Молодой учёный. – 2016 — №4 https://moluch.ru/archive/108/26125
  5. Кларин М.В.Инновация в мировой педагогике: обучение на основе игры и дискуссии. Рига, 2001. -176 с.
  6. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя: Самара СамГПИ, 1996.- 165 с.
  7. Симонсон М. Педагог и дистанционное обучение. Нью Джерси, 2006. – 360 с.