УДК 371.1.07

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

№21,

Экономические науки

Мортина Алёна Дмитриевна


Научный руководитель: Дырин С.П., к.э.н., доцент.


Ключевые слова: УПРАВЛЕНИЕ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; MANAGEMENT; EDUCATIONAL INSTITUTION.


Аннотация: В статье рассматриваются основы управления образовательной организации. Также в статье говорится о четырех уровнях управления образовательной организации.

Управление — это воздействие на ту или иную систему с целью упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития заданной системы. Развитие на рубеже XIX—XX вв. науки и техники способствовало развитию теории научного менеджмента.

Педагогический менеджмент — это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами; научно-организованное и иерархизированное управление.

Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом Школы, на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Система управления образовательной организацией осуществляется с учетом социально-экономических, материально-технических и внешних условий в рамках существующего законодательства Российской Федерации. Управление образовательной организацией строится на принципах единоначалия и самоуправления коллектива. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

Существуют всего 4 уровня управления:

1 уровень организационной структуры управления – директор школы – главное административное лицо, воплощающее единоначалие и несущее персональную ответственность за все, что делается в образовательной организации всеми субъектами управления. На этом уровне модели находятся высшие органы коллегиального и общественного управления, имеющие тот или иной правовой статус: Общее собрание трудового коллектива, Совет Школы, Педагогический совет, Попечительский совет, ученические органы самоуправления. Субъекты управления этого уровня обеспечивают единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития Школы, всех его подразделений.

2 уровень организационной структуры управления – заместители директора образовательной организации органы, входящие в сферу влияния каждого из членов администрации. Каждый член администрации интегрирует определенное направление или подразделение учебно-воспитательной системы согласно своему административному статусу или общественной роли. Этот уровень выступает звеном опосредованного руководства образовательной организацией. Его главная функция – согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой ожидаемыми результатами, то есть добиваться тактического воплощения стратегических задач и прогнозов.

3 уровень организационной структуры управления – уровень учителей, функциональных служб, структурных подразделений Школы, предметные методические объединения учителей. Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции.

4 уровень организационной структуры управления – уровень учащихся, их Родителей (законных представителей). Развитие самоуправления на этом уровне обеспечивает реализацию принципа демократизации. Участие детей в управляющей системе формирует их организаторские способности и деловые качества.

В состав общего собрания трудового коллектива входят все работники школы. К компетенции общего собрания трудового коллектива школы относятся:
• утверждение правил внутреннего трудового распорядка, положение о фонде надбавок и доплат работникам школы;
• принятие решения о необходимости заключения коллективного договора, его обсуждения;
• принятие Устава Школы, изменений и дополнений к нему;
• заслушивание отчета администрации Школы;
• определение численности и срока полномочий комиссии по трудовым спорам, избрание ее членов;
•обсуждение поведения или отдельных поступков члена коллектива Школы и принятие решения о вынесении общественного порицания в случае виновности;
• рассмотрение вопросов и принятие решений о поощрении и награждении членов трудового коллектива.

Общее собрание трудового коллектива считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины списочного состава работников школы. Общее собрание трудового коллектива является постоянно действующим коллегиальным органом управления школой. Общее собрание трудового коллектива избирает из своего состава председателя и секретаря.

Общее собрание трудового коллектива школы собирается по мере необходимости, но не реже 2 раз в учебном году. Решения общего собрания трудового коллектива принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании работников. Процедура голосования определяется решением общего собрания трудового коллектива. Решения общего собрания трудового коллектива, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для исполнения всеми членами трудового коллектива, а в некоторых случаях и всеми участниками образовательного процесса.


Список литературы

  1. http://ndm-sosh1.ru/doc/Stryktyra.pdf
  2. Сафиуллин А.Р., Коннова О.К. Факторы развития экономики знаний // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. – 2014. − № 9-10. – С. 3-7.
  3. Левин М.К. Развитие институциональных условий формирования инновационной экономики в Российской Федерации : дис. канд. экон. наук / Михаил Константинович Левин; РГСУ. – М, 2014. – с.44.
  4. Глобальный инновационный индекс – 2016 // Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. − URL: https://issek.hse.ru /data/2016/08/15/1117964142 / NTI_N_12_15082016. pdf
  5. Миронова Е.М. Развитие инновационной составляющей экономики России: роль науки и государства // II ежегодная всероссийская научно-практической интернет-конференции «Информационное общество: состояние, проблемы, перспективы» [Электронный ресурс]. − URL: http://sdo.rea.ru/cde/conference/21/viewFiles.php
  6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов [Электронный ресурс]. − URL: http://www.gumer.Info/bibliotek_Buks/ Econom/ smit/smit_1.pdf
  7. Витмайер А.В. Роль науки в экономике знаний // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики. Материалы VII международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 47-51.
  8. Зелинская М.В., Сидак Ю.В. От инвестиций в образование к инновационному обществу // Материалы Международной научно-практической конференции по актуальным вопросам экономики и гуманитарных наук в 2015 году. – 2015. – С. 110-114. 8