УДК 349.41

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕКРЕТА О ЗЕМЛЕ 1917 ГОДА И ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2001 ГОДА

№19,

Юридические науки

Бакушина Валерия Сергеевна


Научный руководитель: Власов В.А., к.ю.н., доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ; доцент кафедры гражданского права и процесса Сибирского юридического института МВД России (Россия, г. Красноярск).


Ключевые слова: ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ; ДЕКРЕТ О ЗЕМЛЕ 1917 Г.; ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; ЗЕМЛЯ; СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ; ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ; ЗЕМЕЛЬНЫЕ НЕДРА; ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ; LAND CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION; LAND DECREE OF 1917; LAND LEGISLATION; LAND; COMPARATIVE ANALYSIS; PRIVATE OWNERSHIP OF LAND; LAND BOWELS; SPECIALLY PROTECTED AREAS.


Аннотация: В статье проводится сравнительный анализ двух нормативно-правовых актов: Декрета о земле 1917 года и Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года. Предпринята попытка выявить отличия и сходства данных нормативных-правовых актов.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что земля как объект земельных отношений всегда была и остается важными аспектами для Российской Федерации. Земля – основа жизни, обеспеченности и богатства России. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому осознавая значимость земли, необходимо провести сравнительный анализ земельного законодательства современной Российской Федерации и земельного законодательства советской России.

Краткая характеристика данных нормативных-правовых актов. Декрет о земле —первый законодательный акт в области земельных правоотношений в советский период времени. Решением ЦК РСДРП(б) от 21 октября (3 ноября) 1917 года составление декрета было поручено В.И. Ленину. [1] Ленин писал, что в основу декрета действительно был положен крестьянский наказ, составленный эсерами в соответствии с эсеровской программой социализации земли. [2]

Земельный кодекс РФ был Принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года и одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 года. Земельный кодекс Российской Федерации составлен на основе требований Конституции Российской Федерации и в соответствии с основными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. В Земельном кодексе Российской Федерации содержатся наиболее важные нормы земельного права в согласованном между собой и систематизированном виде. [4]

Право решения вопросов о земле. На основании одного из принципа земельного законодательства, закрепленного статьей 1 Земельного кодекса РФ: «участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством». [3] А Декрет о земле предусматривает иное: «Вопрос о земле, во всем его объеме, может быть разрешен только всенародным Учредительным собранием». [4] Из выше указанного можно сделать вывод, что граждане во время действия Декрета о земле 1917 г. не имели права участвовать в подготовке и принятии решений о земле.

Право частной собственности на землю. Согласно главе 3 Земельного кодекса РФ, существует разные виды собственности на землю: государственная собственность, Федеральная собственность, собственность на землю субъектов РФ и муниципальная. Так же существует собственность на землю граждан и юридических лиц. Согласно статье 15 Земельного кодекса РФ: «Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности». [3] Из данной статьи следует, что субъектами частной собственности могут быть физические и юридические лица. Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю так же закреплено в ч. 1 ст. 36 Конституции, расположенной в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», положения которой не могут быть изменены Федеральным Собранием, для их пересмотра необходим созыв Конституционного Собрания. [5] Таким образом, установлена дополнительная гарантия обеспечения стабильности права частной собственности. Так же Земельным кодексом РФ предусмотрена аренда земельных участков. Статья 22 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки могут быть предоставлены в аренду в соответствии с настоящим законодательством РФ, за исключением земельных участков, изъятых из оборота. [3] А Декретом о земле 1917 года закреплено обратное. «Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду, либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно, обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней». [4] И, хотя в самом Декрете термин “национализация земли” не содержится, его положения законодательно закрепили именно национализацию земли. Юридическим выражением национализации земли явилось право исключительной собственности государства на землю.

Далее стоит рассмотреть вопрос природных ресурсов земли. Данный вопрос не до конца раскрыт Земельным кодексам Российской Федерации, но в Конституции РФ данное закреплено четко. Согласно статье 9 Конституции РФ: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». [5] Часть первая статьи призвана подчеркнуть значение природных ресурсов как достояния всего общества. К природным ресурсам традиционно относят землю, недра, леса, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир. А вот Декрете о земле закрепляет следующее. «Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и прочее переходят в пользование общин, при условии заведывания ими местными органами самоуправления». [4]

Принадлежность земель особо охраняемых территорий. Статья 95 Земельного кодекса РФ закрепляет: «Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности». [3] К таковым относятся: земли государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и другое. А по Декрету: «Земельные участки с высококультурными хозяйствами: сады, плантации, рассадники, питомники, оранжереи не подлежат разделу, а превращаются в показательные и передаются в исключительное пользование государства или общин, в зависимости от размера и значения их». [4]

И заключительный вопрос — это фонд перераспределения земель. Вопрос состоит в том, как земельные участки поступают в этот фонд. Земельным законодательством РФ данный вопрос решен следующим образом: «Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд». [4] А согласно Декрету «Вся земля, по ее отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд». [4] То есть в Декрете все сводится к тому, что земля поступает в фонд только лишь путем отчуждения и альтернатив не имеется.

Проанализировав Декрет о земле 1917 года и Земельный кодекс Российской Федерации 2001 года, можно сделать вывод о фундаментальном различии этих двух нормативных-правовых актов. За столь продолжительный период времени от Декрета до Земельного кодекса Российской Федерации произошло множество коренных изменений в земельных правоотношениях.


Список литературы

  1. Е. А. Луцкий. Декрет о земле [Электронный ресурс] Е.А. Луцкий. – Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/022/204.htm– Загл. с экрана. (дата обращения: 13.04.2019).
  2. Ленин В. И., Доклад о земле 26 октября (8 ноября). [Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 25—26 окт. (7—8 ноября) 1917 г.], Полн. собр. соч., 5 изд., т. 35.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018).
  4. Декрет II Всероссийского съезда Советов о земле, 26 октября (8 ноября) 1917 г. Выверено по изданию: Декреты Советской власти // Т. I. – М.: Гос. изд-во полит. литературы, 1957.
  5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.