УДК 37

АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№18,

Педагогические науки

Хайрутдинова Татьяна Владимировна


Научный руководитель: Нуриева А.Р., ассистент, б/с, Елабужский институт (филиал) КФУ.


Ключевые слова: СПОСОБНОСТИ; РАЗВИТИЕ; ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ; АППЛИКАЦИЯ; ABILITIES; DEVELOPMENT; CREATIVE DEVELOPMENT; PRESCHOOL EDUCATION; APPLICATION.


Аннотация: В статье проанализированы пути применения аппликации в качестве средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены структурные и содержательные особенности понятия «творческие особенности», выделены основные закономерности творческого развития старших дошкольников. Разработаны методы и приемы использования аппликации на занятиях по формированию творческих умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в детском саду.

Актуальность исследования. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены основные цели, одной из которых является развитие личности дошкольника, его творческих способностей, интереса к учению, развитие умения учиться [8].

Проблема творческого интереса в обучении не нова. В самых разнообразных трактовках проблемы её функцию все видели в том, чтобы приблизить воспитанника к учению, приохотить так, чтобы учение для ребенка стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо эффективное обучение. Актуальность исследования обусловлена тем, что творческий интерес лежит в основе мотивации учебной деятельности дошкольника. Учебная деятельность отвечает потребностям дошкольника.

Обзор литературы. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к развитию творческого интереса у обучающихся. Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации творческой деятельности. По утверждению психологов, активизация творческой деятельности способствует развитию творческого интереса. Исследованию проблем развивающего обучения и познавательного интереса дошкольников посвятили свои работы А. А. Горчинская [1] и В. В. Давыдов [2]. Сущность понятия «творческие способности» исследовала Н. В. Кондратьева [6]. Алгоритмы развития творческих способностей дошкольников разрабатывали М. А. Евсеева [4], И. А. Зайцева [5]. В. Н. Рогозина [7].

Цель исследования – выявить эффективные условия развития творческого интереса путем применения аппликации на занятиях изобразительного искусства у дошкольников.

Объектом исследования является процесс обучения дошкольников на занятиях изобразительного искусства.

Предметом исследования являются условия использования аппликации на занятиях изобразительного искусства в ДОУ.

Гипотеза исследования заключается в предложении о том, что развитие творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительного искусства будет эффективным, если:
1. Создать благоприятный психологический климат для формирования творческой ОД дошкольников на занятиях изобразительного искусства.
2. Разработать и внедрить комплекс занимательных заданий с использованием аппликации, способствующих формированию творческой ОД дошкольников на занятиях изобразительного искусства.
3. Использовать методы, направленные на формирование творческого интереса дошкольников на занятиях изобразительного искусства с помощью использования аппликации.

Цель и гипотеза исследования обусловили постановку таких его задач:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительного искусства.
2.Выявить уровни и показатели развития творческой ОД дошкольников на занятиях изобразительного искусства.
3. Разработать и внедрить такие формы работы с аппликацией на занятиях изобразительного искусства, использование которых способствовало бы формированию творческой ОД дошкольников на занятиях изобразительного искусства.

Изложение основного содержания исследования. Сегодня среди важных задач, стоящих перед системой образования, особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания старшего дошкольника. Одним из центральных вопросов умственного воспитания является развитие творческой активности [2].

Обучение – основная форма развития творческой активности. С одной стороны, во время учебного процесса учащиеся приобретают новые знания, которые расширяют их кругозор, и с другой – в процессе активной творческой деятельности развиваются учебные возможности дошкольника, благодаря которым он может самостоятельно и творчески использовать не только запас знаний, но и искать новое, удовлетворять свои потребности в познании.

Большое значение для развития творческой активности имеет развитие психических процессов – памяти, внимания, воображения. Именно эти процессы, по данным психологов, — основа для развития продуктивного мышления и творческих способностей дошкольников.

С целью развития творческой активности дошкольников необходимо:
— На каждом занятии применять творческие задачи;
— Общетворческие умения формировать в четкой последовательности и системе, начиная с самого простого. Эту работу надо проводить не эпизодически, а на каждом занятии;
— Каждое умение формировать поэтапно. Это означает создание мотивационной готовности дошкольников к выполнению определенного вида деятельности, усвоение образца действий, первичное применение умений выполнять тренировочные упражнения;
— Развивать приемы умственной деятельности (анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение), которые лежат в основе творческих умений [4].

Уже в ДОУ меняются приоритеты целей обучения: на первый план выдвигается его познавательная функция, культ активности, самостоятельности, нестандартности мысли, который обеспечивает развитие интеллекта ребенка. Главная задача воспитателя – добиться того, чтобы каждое занятие способствовало развитию творческих интересов детей.

Заинтересованность является эффективным средством успешного обучения, необходимым условием достижения положительных результатов. Только когда ребенок заинтересуется материалом, у него возникнет желание узнать о нем больше. Эффективное обучение невозможно без поисков путей активизации творческой деятельности дошкольников, ведь дети должны не только усвоить определенную сумму знаний, но и научиться наблюдать, сравнивать, выявлять взаимосвязь между понятиями, рассуждать. А добиться этого можно только средствами, которые активизируют познавательную деятельность. К ним относятся: дидактические игры, игровые ситуации, задания творческого характера, нестандартные задачи [3].

Развитию творческой активности в ДОУ должно уделяться особое внимание еще и потому, что именно в этот период формируются основные интеллектуальные умения.

Условиями формирования творческих интересов старшего дошкольника являются:
а) понимание ребенком смысла и значения материала;
б) новизна в содержании обучения;
в) использование оптимальной системы тренировочных, творческих и других заданий;
г) практическая направленность материала;
д) самостоятельность детей в их деятельности;
е) высокая эффективность каждого занятия;
ж) глубокое знание воспитателем предмета, интерес к нему, умение заинтересовать им детей [9].

Свои способности дошкольники активно представляют в различных видах художественного труда.

Следует помнить о развитии возможностей различных видов искусства. Живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство помогут сформулировать чувства симметрии, пропорции, чувство линий, цвета и колорита, пространственное воображение.

Формирование художественно-творческих способностей, в свою очередь, потребует особой методики. Важно своевременно выявить природные задатки, склонность ребенка, стимулировать творческую деятельность, закрепить достигнутый успех постоянными тренировками; нужно систематически работать над формированием, развитием и совершенствованием умений и навыков. При этом надо помнить, что занятия рисованием лишь тогда обогащают дошкольника эстетически, когда они несут ему радость. Важными условиями успеха является объективная оценка художественного творчества детей [6].

Особенно благоприятной для духовного развития личности является атмосфера доброжелательности, вдохновение. В этом плане именно творчество является прочной основой, способствующей формированию духовности.

Детский рисунок, процесс рисования – часть духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как создатели красоты, наслаждаясь ею.

Дидактические игры на занятиях изобразительного искусства. Интересные задания, игры и упражнения могут быть еще одной формой изложения, проверки и закрепления знаний по изобразительному искусству с целью формирования и развития творческих способностей. В процессе игры дети учатся правильно воспринимать форму предмета, его цвет, размер, пропорции, положение в пространстве относительно других предметов [6].

Художественно-дидактические игры и упражнения могут предшествовать новому учебному материалу, побуждая дошкольников овладеть им, закреплять обрабатываемый материал, служить повторением.

Художественно-дидактические игры можно разделить на несколько видов: игры — путешествия или экскурсии, игры — соревнования или эстафеты, игры — загадки.

Игры-эстафеты являются своеобразными физкультурными паузами, поскольку в момент игрового действия дети активно двигаются. Во время игры царит дух соревнования.

Демонстрационные материалы на занятиях изобразительного искусства. В процессе воспитания чувств и творческого развития личности занятие изобразительного искусства в ДОУ играет важную роль. Оно способно ввести дошкольника в мир творчества, приобщить его к сокровищам художественной культуры, почувствовать радость от собственного творчества.

С целью формирования и развития творческих способностей, фантазии, воображения, образного мышления необходимо систематически и рационально использовать соответствующие материалы по изобразительному искусству. Стоит учить детей воспринимать и анализировать произведения искусства, в том числе репродукции картин.

При изучении отдельных тем целесообразно использовать не только образцы ученических работ, репродукции картин, а демонстрационные материалы (фотоальбомы, наглядные пособия). Сегодня мы имеем возможность демонстрировать дошкольникам все эти материалы не только в печатном виде, но и в электронном варианте. С помощью компьютера можно создавать виртуальные выставки отдельных художников, виртуальные экскурсии в музеи России и мира, фотоколлажи, которые представляют тот или иной вид искусства и т.д. [3]

Диапазон использования компьютера в процессе преподавания изобразительного искусства очень большой. Компьютер в данном случае выполняет роль средства обучения: на занятиях реализуются возможности информационно-компьютерных технологий.

Во время проработки отдельных тем на занятиях изобразительного искусства целесообразно использовать, например, такие демонстрационные материалы: «Русский народный костюм», «В мире мудрых пословиц», «Растем со сказкой», «Встречи с художниками мира», «Встречи с художниками России», «Декоративно-прикладное искусство», «Растения», «Животные», «Архитектура России и мира», «Времена года» и т.д.

Заключение. Сегодня среди важных задач, стоящих перед системой образования, особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания старшего дошкольника. Одним из центральных вопросов умственного воспитания является развитие творческой активности.

Обучение – основная форма развития творческой активности. С одной стороны, во время учебного процесса учащиеся приобретают новые знания, которые расширяют их кругозор, и с другой – в процессе активной творческой деятельности развиваются учебные возможности дошкольника, благодаря которым он может самостоятельно и творчески использовать не только запас знаний, но и искать новое, удовлетворять свои потребности в познании.

Большое значение для развития творческой активности имеет развитие психических процессов – памяти, внимания, воображения. Именно эти процессы, по данным психологов, — основа для развития продуктивного мышления и творческих способностей дошкольников.


Список литературы

  1. Горчинская А.А. Развитие познавательного интереса старших дошкольников в учебной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.01. – Челябинск, 1999. – 18 с.
  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1986.– 240 с.
  3. Дядинчук Т. Г. Познавательный интерес как средство обучения старших дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 954-956.
  4. Евсеева М. А. Развитие творческих способностей дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 126–128. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76395.htm.
  5. Зайцева И. А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности / И. А. Зайцева. – Ноябрьск, 2005. – 200 с.
  6. Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 9 (сентябрь). – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15320.htm.
  7. Рогозина В. Педагогические условия развития творческих способностей на занятии / В. Рогозина // Воспитание дошкольников. – 2007. – № 4. – С. 28-30.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1 – 4 кл.). – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/922
  9. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»/ – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/2974