УДК 331

АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛАМ

№18,

Экономические науки

Смирнова Мария Юрьевна (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ; СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ; ПЛАНИРОВАНИЕ; PERSONNEL MANAGEMENT; SOCIAL EFFICIENCY; PLANNING.


Аннотация: В статье подробно рассмотрены основные аспекты психологии планирования персонала, как базисной функции менеджмента. Уточнены основные показатели социальной эффективности управления персоналом, как основного фактора развития организации.

Базисная функция менеджмента – планирование, приобрела в современных условиях значимые и отличительные черты. В начале каждого этапа управления и принятия управленческих решений должна стоять четко сформулированная цель. Если известно то, что должно быть результатом воздействия на персонал и как это укладывается в общую цепочку ценностей компании, то результативность используемых инструментов повышается сразу до 60%.

Принцип построения — от общего к частному. Сначала общие цели для организации вцелом, и как следствие разбиваем на элементы. Не мало важным вопросом является соотнесение личных и внутриорганизационных целей. Современный практический инструментарий указывает на необходимость взаимодействия этих двух компонентов. У работника, видящего возможность достижение собственных целей через достижение целей компании, повышается лояльность к организации и мотивация. Человек чувствует себя ущемленным, если при постановке ему задач он не видит собственной выгоды от их выполнения.

Мы не будем заострять внимание на основных принципах и методах планирования. Эту информацию можно взять из практической науки менеджмента. Наша задача проработать особенности психологии планирования для HR-специалистов.

Для HR-специалиста важно знать вектор развития организации, для того чтобы эффективно управлять персоналом: планировать численность персонала, его развитие, ротацию, обучение и т.д. Планирование психологической работы при этом исходит из необходимости всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций психологической деградации. Оно включает постановку целей развития и критериев его эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов.

Наиболее важные элементы психологии планирования в деятельности HR- специалистов представлены на рисунке 1.


Рисунок 1. Элементы психологии планирования.

Руководитель стремиться управлять действиями и поведением других людей, поэтому он должен знать образ мышления его сотрудников и предвидеть их реакцию на свою деятельность. Только имея комплексную картину объекта управления, менеджер может выстроить эффективную систему управления персоналом. Современные методы диагностики и оценки опираются на инструменты психологии личности и групповой динамики. Результативность планирования зависит от эффективности полученной информации при анализе и диагностике.

В западной литературе для характеристики целей управления персоналом часто используются понятия «экономическая эффективность» и «социальная (персональная) эффективность». При этом экономическая эффективность в области управления персоналом понимается как достижение с минимальными затратами на персонал целей организации — экономических результатов, стабильности, высокой гибкости и адаптивности к непрерывно меняющейся среде. Социальная эффективность – это удовлетворение интересов и потребностей сотрудников (оплата труда, его содержание, возможность личной самореализации, удовлетворенность общением с товарищами и т. д.). При управлении с точки зрения психологии нужно уделять внимание не только экономическому эффекту, но и социальному. Социальная эффективность управления персоналом может оцениваться с помощью показателей, представленных на рисунке 2.


Рисунок 2. Показатели социальной эффективности управления персоналом.

Успех любой организации можно определить уровнем креативности и энтузиазма персонала. Творческий подход к выполнению своих должностных обязанностей также положительно сказывается на конечном результате работы. Всем известно, что мотивы деятельности сотрудников в организации определяются не только экономическими факторами, а также психологическими и социальными. Поэтому очень важно при планировании деятельности учитывать и социальную составляющую в целеполагании. И чем больше цели организации удовлетворяют желания, потребности и интересы работника, тем больше эта же организация получит отдачу от их трудовой деятельности. В таком случае и говорят о социальной эффективности управления персоналом.

Социальная эффективность управления персоналом имеет тесную взаимосвязь с экономической эффективностью. Во-первых, экономическая эффективность имеет наивысшее значение в тот момент, когда сотрудник максимально отдает свою рабочую силу, соответственно предприятие получает наивысшую отдачу его труда. Во-вторых, социальная эффективность является стимулом для персонала и существует только в том случае, когда организация прибыльна и устойчива во внешней среде. В заключении можно сказать, что одним из важных аспектов социальной эффективности управления персоналом является ее направленность на максимально эффективное использование способностей и развитие внутреннего потенциала сотрудников.


Список литературы

  1. Литвак, М.Е. Как управлять собой, делом и судьбой: психология управления в действии / М.Е. Литвак. — Рн/Д: Феникс, 2017. — 160 c.
  2. Литвак, М.Е. Командовать или подчиняться? Психология управления / М.Е. Литвак. — Рн/Д: Феникс, 2018. — 384 c.
  3. Самыгин, С.И. Психология управления / С.И. Самыгин. — Рн/Д: Феникс, 2016. — 391 c.