УДК 93/94

ФАКТОРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ХАКАСИИ В 1920-Е – 1930-Е ГГ.

№18,

Исторические науки и археология

Шадрин Алексей Владимирович


Ключевые слова: ФАКТОРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ; ХАКАСИЯ; ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ; ПРИРОДНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ; МЕЛИОРАЦИЯ; ТРАНСПОРТНАЯ ОСВОЕННОСТЬ; ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА; ДВИЖЕНИЕ ДВАДЦАТИПЯТИТЫСЯЧНИКОВ; FACTORS OF AGRICULTURAL DEVELOPMENT; KHAKASSIA; NATURAL AND CLIMATIC CONDITIONS; NATURAL AND HISTORICAL CONDITIONS; LAND RECLAMATION; TRANSPORT DEVELOPMENT; ECONOMIC POLICY; MOVEMENT OF TWENTY-FIVE THOUSAND PEOPLE.


Аннотация: В статье анализируются факторы формирования аграрного производства на территории Хакасии в 1920-е – 1930-е гг. Также освещены обстоятельства, которые затрудняли развитие сельского хозяйства в регионе.

Формирование аграрного производства на территории Хакасии в 1920-е – 1930-е гг. являлось сложным и многоплановым процессом, который был обусловлен различными факторами.

Природно-климатические условия для развития сельского хозяйства региона были гораздо менее благоприятными, чем для развития промышленности.

Климат в Хакасии резко континентальный с теплым летом и умеренно суровой малоснежной зимой. Среднегодовая температура в предгорьях Алатау составляет +1°С, в горном поясе Западного Саяна она опускается до –4,2°С, в степи – от +0,4°С до +0,6°С [1, с. 148].

Средняя температура января в котловинах от –19 до –21°С, в предгорьях от –16 до –18°С. В котловинах зима сухая, высота снежного покрова примерно составляет 15 – 25 см., в горах снега выпадает больше, свыше 120 см., часты сходы лавин. Лето жаркое, с обилием солнечных дней. Средняя температура июля в котловинах 18 – 19°С, в горах 12°С [2].

Природно-климатическими особенностями региона также являются большие колебания температур, как в течение суток, так и года. Здесь много солнечных дней и мало выпадает осадков (для степной зоны 250 – 300 мм.). Если сухой континентальный климат Минусинских межгорных впадин обусловил степной ландшафт, то более высокие участки представлены лесостепью. Годовое количество выпадающих здесь осадков достигает 400 – 500 мм. Выше в предгорьях Кузнецкого Алатау и Западного Саяна, в так называемой подтаёжной зоне еще больше (до 500 – 600 мм в год). Горно-таежный пояс характеризуется достаточным и избыточным атмосферным увлажнением (от 500 до 1000 мм. в год). Выше сменяют друг друга пояса субальпийских лугов и высокогорных редколесий, горной тундры и гольцов (см. рис. 1). Вегетационный период в степях продолжается 155 – 165 дней. В других ландшафтных зонах региона и в северной части степной зоны он короче на 10 – 15 дней. На этот период приходится около 75% годового количества осадков [3, с. 7].

Почвенный покров Хакасии представлен разновидностями черноземного, каштанового, лесного, солончакового, солонцового, болотного типов почвообразования (см. рис. 2). В предгорьях доминируют серые лесные земли. В северных районах степи господствуют черноземы разного типа, а в низких местах получают развитие солонцы и солончаки. К югу от Батеневского кряжа расположились светлые черноземы, а еще южнее – комплекс каштановых почв с глубоко столбчатыми солонцами. Характерны обширные площади глинистых песков (правый берег р. Абакана), а в долине р. Абакана встречаются почвы болотного типа [1, с. 148].

Гумусовый слой каштановых почв всего 10 – 15 см и содержит мало гумуса (2 – 4%). Структура почвы непрочная, комковатопылеватая, которая при обработке легко превращается в пыль. Влаги в некоторые годы хватает только на всходы, поэтому устойчивые урожаи на каштановых почвах возможны только при искусственном орошении.

Большие площади в межгорных впадинах покрыты черноземами: обыкновенными, южными, выщелоченными и оподзоленными. Это лучшие почвы. Так, у обыкновенных черноземов, которые больше всего распространены в степной части, мощность гумусового слоя колеблется от 25 – 30 до 40 – 45 см, а гумуса от 7 до 10%. Содержание питательных веществ в этих черноземах высокое, но во влажные годы растениям не хватает соединений фосфора. Наименее плодородными среди этих почв являются южные черноземы. Они имеют, по сравнению с другими черноземами, гумусовый слой (15 – 25 см) и небольшое содержание гумуса (6 – 7%). Структура у них комковатая, непрочная.

Среди каштановых почв и черноземов встречаются солончаки и солонцы.

Солончаки содержат в себе много воднорастворимых солей (более 1% от веса почвы), которые вредно действуют на растения.

Солонцы в отличие от солончаков в верхнем слое не содержат большого количества легкорастворимых солей, но у них на глубине 5 – 15 см. имеется солонцеватый слой с сильно выраженной щелочной реакцией. Данный вид почвы плохо подходит для земледелия без дополнительной обработки.

В предгорьях проходит полоса серых лесных почв, у которых гумусовый слой серого цвета прикрыт лесной подстилкой со следами влияния леса и трав [4, с. 10–11].

Несмотря на обилие тепла и света, наличие значительных массивов плодородных почв, Хакасия относилась к зоне рискованного земледелия, поскольку в ее пределах выпадало недостаточное количество осадков.

Эффективное развитие земледелия и в целом аграрного производства в регионе было возможно только при искусственном орошении. Так, за 1932 – 1938 гг. средний урожай яровой пшеницы без орошения составлял 12,1 ц/га, а при орошении 18,7 ц/га, то есть урожайность в среднем повышалась на 6,6 ц/га. Средний урожай картофеля за указанный период без орошения составлял 67,5 ц/га, а при орошении 156,1 ц/га. В этом случаи урожайность в среднем повышалась на 88,6 ц/га [5, с. 15].

Положительное влияние орошения на развитие сельского хозяйства в данной местности было известно еще населению, проживавшему здесь в глубоком прошлом. Об этом свидетельствуют остатки древних оросительных систем и исследования ученых. В исследуемый период были созданы и получили дальнейшее развитие Уйбатская, Бейская, Уйская оросительные системы. В 1927 г. в регионе был создан опытный мелиоративный участок, в дальнейшем преобразованный в Хакасскую опытную станцию орошаемого земледелия [6, с. 7].

Природно-исторические условия Хакасии обусловливали преобладание животноводства в аграрном производстве с направлением по крупному рогатому скоту (мясо-молочный), овцеводству (мясо-шерстное) и коневодству (ремонтного типа, верховое) [7, л. 118]. Это объясняется тем, что территория региона относится к районам с резко-континентальным климатом, что не позволяло в то время из-за отсутствия орошения в полной мере заниматься земледелием. Кроме того, в левобережной части Хакасско-Минусинской котловины в достаточном количестве имелся подножный корм для скота в течение круглого года, были редкие и сплошные гололедицы на значительных пространствах. При этом ветра, делая климат в летний период более умеренным и не давая возможности размножаться «гнусу» (овод, мошка), также создавали более благоприятные условия для развития скотоводства [8, с. 6–7].

Сельскохозяйственному развитию Хакасии в указанный период способствовала транспортная освоенность региона. В 1925 г. завершено строительство Ачинско-Минусинской железной дороги и открыто грузовое и пассажирское сообщения на линии Абакан – Ачинск – Красноярск. Продолжали действовать почтовые тракты, из которых следует отметить: Усть-Абаканское – Аскыз – Таштып, Чебаки – Шира – Батени, Сарала – Божье озеро – Ужур. Работали пристани на реках Абакан и Енисей [1, с. 151–153].

Противоречивое воздействие на формирование аграрного производства в Хакасии оказывала экономическая политика руководства страны. С одной стороны решения, выработанные на XIV конференции РКП(б), Октябрьском пленуме ЦК РКП(б) 1925 г. и XIV съезде ВКП(б) на основе кооперативного плана В.И. Ленина, через деятельность местной партийной организации положительно влияли на сельское хозяйство региона. Они способствовали переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, организации кооперативного кредита в данной сфере, развитию всех возможных форм кооперации (прежде всего простейшие – машинные товарищества, мелиоративные объединения и т.п.), снабжению крестьян средствами производства и т.п. [9]. Данные преобразования позволили к 1928 г. довести посевные площади до 50 тыс. га. Поголовье скота увеличилось до 867 тыс. голов, в том числе 246 тыс. голов крупного рогатого скота, 100 тыс. голов лошадей и 522 тыс. голов овец и коз [11, с. 74]. С другой стороны переход к сплошной, форсированной коллективизации после провала хлебозаготовок в 1927 – 1928 гг. на основе решений, принятых на XV съезде ВКП(б) и ноябрьском (1929 г.) Пленуме ЦК ВКП(б) [12], имел скорее отрицательное, чем положительно значение. С началом коллективизации начались репрессии в отношении крестьянства. Многие раскулачивались и вместе с семьёй выселялись за пределы Хакасии. По данным В.Н. Тугужековой и С.В. Карлова, «постановление президиума Хакасского окружного исполкома от 18 февраля 1930 г. предписывало выслать в Приангарье 254 хозяйства. В том числе из Аскизского района – 70» [11]. Также она резко подорвала традиционную систему деревенской жизни, привела к значительному оттоку трудоспособного населения. Так, в 1926 г. сельское население Хакасии составляло 93,3%, а в 1940 г. его доля понизилась до 64,5%, хотя численность его за это время выросла в 2 раза [12, с. 292].

Процесс коллективизации привел к резкому уменьшению поголовья животных. По данным Г.М. Шапошникова, Д.Б. Дугаржаповой, В.П. Чебодаева, «в 1935 г., по сравнению с 1928 г., поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 54,6%, поголовье овец и коз уменьшилось за это время на 26%, а поголовье лошадей сократилось за эти семь лет на 52%» [13, с. 292]. Но надо отметить, что выросли земельные угодья, используемые под выращивание растениеводческой продукции. Так, в 1935 г. посевные площади по сравнению с 1930 г. (62,9 тыс. га) выросли примерно в 2 раза и составили 145 тыс. га. [14, с. 80]. Это было достигнуто за счет значительного роста материально-технической базы коллективных хозяйств и организации в начале 30-х гг. ХХ в. машино-тракторных станций (МТС). Хакасская МТС была создана в 1931 г., а к середине 1930-х гг. их стало 9. В них было сосредоточено 493 трактора. Общий объем тракторных работ в колхозах, обслуживаемых МТС, составлял 80% [15, с. 163].

Неоднозначное значение в развитии аграрного производства Хакасии и страны в целом имеет движение двадцатипятитысячников (кампания по мобилизации 25 тыс. промышленных рабочих для работы в деревне), организованное и осуществлявшее свою деятельность в рамках политики коллективизации. С одной стороны они способствовали развитию деревни, особенно в плане организации и механизации труда. Так, благодаря деятельности данных людей в начале 1930-х гг. в колхозах был осуществлен переход на сдельную оплату труда, созданы производственные бригады, получили распространения производственные совещания. С другой стороны, потенциал двадцатипятитысячников в определенной степени не соответствовал возлагавшимся на них полномочиям. Во-первых, многие промышленные рабочие были неспособны адаптироваться к условиям жизни и работы в селе. Во-вторых, часть этих людей обладала низким культурным уровнем и не имела глубокой мотивации для работы в деревне. В-третьих, идея кампании (сформировать политически надежную управленческую опору в деревне за счет отряда пролетариев, в противовес местной верхушке) провоцировала конфликты между местными и присланными руководящими кадрами, которые негативно отражались на сельском хозяйстве Хакасии [16, с. 15–24].

Развитию аграрного производства региона способствовали капиталовложения (в рамках действующей экономической политики) в данную отрасль экономики, а также их рост и расширение целей вложений. Так, в 1930 г. в сельское хозяйство было вложено 820,3 тыс. руб., из которых в крупнорогатое скотоводство – 205 тыс. руб., в коневодство – 43,4 тыс. руб., в овцеводство – 351,2 тыс. руб., в свиноводство – 6,1 тыс. руб., в сельскохозяйственные постройки полеводства – 20,1 тыс. руб., в машиноснабжение – 194,5 тыс. руб. В 1931 г. капиталовложения составили 5050,85 тыс. руб.. Из них в крупнорогатое скотоводство было вложено 1476 тыс. руб., в коневодство – 493 тыс. руб., в овцеводство – 638,3 тыс. руб., в свиноводство – 144 тыс. руб., в птицеводство – 12,2 тыс. руб., в кролиководство – 73,45 тыс. руб., в мараловодство – 90 тыс. руб., пчеловодство – 20,2 тыс. руб., в сельскохозяйственные постройки полеводства – 653 тыс. руб., в машиноснабжение – 1452,7 тыс. руб. [17, л. 2].

Таким образом, основными факторами развития аграрного производства на территории Хакасии являлись природно-климатические, природно-исторические условия, мелиорация, транспортная освоенность региона, экономическая политика руководства страны. С одной стороны они создавали благоприятные условия для сельскохозяйственного развития Хакасии, а с другой в тоже время затрудняли его (за исключением следующих факторов: мелиорация, транспортная освоенность территории, капиталовложения в сельское хозяйство). Так, несмотря на наличие благоприятных природно-климатических условий (обилие тепла и света, наличие значительных массивов плодородных почв), регион относился к зоне рискованного земледелия, поскольку в ее пределах выпадало недостаточное количество осадков. Подобное противоречивое значение также носили такие факторы, как природно-исторические условия и экономическая политика руководства страны.


Пояса: I – высокогорный, II – таежный, III – подтаежный, IV – лесостепной, V – степной
Рис. 1. Схема высотной поясности растительного покрова Хакасии [18, с. 29]


Почвы: I – серые лесные, II – черноземы, III – каштановые, IV – горные серые лесные, V – горные черноземы
Рис. 2. Схема кольцевой макроструктуры почвенного покрова Минусинских впадин [18, с. 42]


Список литературы

  1. Шнейдер, А.Р. Округа и районы Сибирского края [Текст] / А.Р. Шнейдер. – Новосибирск, 1930. – 163 с.
  2. Самойлова Г.С. Хакасия. Природа [Электронный ресурс] / Г.С. Саймойлова // Большая российская энциклопедия. – URL: https://goo-gl.ru/569J (дата обращения: 04.03.2019).
  3. Сонникова А.Е. Климат [Текст] / А.Е. Сонникова // Энциклопедия Красноярского края. Юг. – Минусинск, 2008. – С. 7–9.
  4. Сонникова А.Е. Почвы [Текст] / А.Е. Сонникова // Энциклопедия Красноярского края. Юг. – Минусинск, 2008. – С. 10–11.
  5. Сергеев С.П. Орошение сельскохозяйственных культур в условиях Хакассии [Текст] / С.П. Сергеев. – Абакан, 1939. – 166 с.
  6. Труфанов С.И. Орошение в Хакасии: история, опыт, перспективы [Текст] / С.И. Труфанов, Н.В. Богданов // Орошаемое земледелие. – 2015. – №4. – С. 7–8.
  7. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-46. Оп. 1. Д. 2.
  8. Хотяновский В.К. Из прошлого Хакассии [Текст] / В.К. Хотяновский. – Новосибирск, 1934. – 74 с.
  9. Четырнадцатая конференция РКП (б). Москва. 27 – 29 апреля 1925 г. [Текст] // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898 – 1986) Т. 3: 1922 – 1925. – М., 1984. – С. 372–376; Пленум ЦК РКП (б). Москва. 3 – 10 октября 1925 г. [Текст] // Там же. – М., 1984. – С. 413–417; Четырнадцатый съезд ВКП (б). Москва. 18 – 31 декабря 1925 г. [Текст] // Там же. – М., 1984. – С. 424–434.
  10. Хакасская автономная область – индустриальный район Западной Сибири [Текст]. – Абакан, 1931. – 110 с.
  11. Пятнадцатый съезд ВКП(б). Москва. 2 – 19 декабря 1927 г. [Текст] // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898–1986) Т. 4: 1926 – 1929. – М., 1984. – С. 293–311; ПЛЕНУМ ЦК ВКП(б). Москва. 10—17 ноября 1929 г. [Текст] // Там же Т. 5: 1929 – 1932. – М., 1984. – С. 7–50.
  12. Тугужекова В.Н. Репрессии в Хакасии [Электронный ресурс] / В.Н. Тугужекова, С.В. Карлов. – URL: http://www.memorial.krsk.ru/Articles/RepHak/2.htm (дата обращения: 04.03.2019).
  13. Шапошников Г.М. Вехи становления и развития аграрного сектора Хакасии [Текст] / Г.М. Шапошников, Д.В. Дугаржапова, В.П. Чебодаев // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 2. – С. 291–297.
  14. Смердов И.М. Сельское хозяйство Хакасии за 40 лет Советской власти // Записки / Хакас. науч.-исслед. ин-т яз.,лит. и истории. – Абакан, 1958. – Вып. 6. – С. 78–91.
  15. Очерки истории Хакасии советского периода. 1917 – 1961 гг. [Текст] / под. ред. П.Н. Мешалкина. – Абакан, 1963. – 420 с.
  16. Троценко Н.Д. Двадцатипятитысячники в Сибири: опыт социокультурной адаптации: автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.02 / Троценко Надежда Дмитриевна. – Томск, 2013. – 26 с.
  17. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-46. Оп. 1. Д. 10.
  18. Танзыбаев М.Г. Почвы Хакасии [Текст] / М.Г. Танзыбаев. – Новосибирск, 1993. – 256 с.